17.12.2008 03:00
Власть

Игорь Есиповский: Экономический кризис не должен помешать развитию Иркутской области

Экономический кризис не должен помешать развитию Иркутской области
Текст:  Ирина Полонская (Иркутск)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4814)
Читать на сайте RG.RU

Иркутская область должна стать регионом-донором. Такую амбициозную задачу поставил губернатор Игорь Есиповский. Каким образом она будет решена, глава региона рассказал корреспонденту "Российской газеты".

Российская газета: Игорь Эдуардович, вы возглавили регион, о колоссальных экономических перспективах которого говорят уже много лет. Что вы как губернатор намерены делать, чтобы реализовать имеющиеся у Иркутской области возможности?

Игорь Есиповский: В регионе накопилось немало проблем. Произошло это потому, что в течение долгих лет многими вопросами занимались по остаточному принципу. В результате отрасли хозяйства, обеспечивающие комфортную жизнь людям, оказались в плачевном состоянии. Взять хотя бы коммунальную сферу. Бесконечные жалобы: помогите - энергетики выкручивают руки, у нас в муниципальном бюджете нет денег, чтобы расплатиться за тепло. При этом известно, что средства на обеспечение отопительного сезона были выделены из региональной казны в полном объеме. Куда они подевались? Если главы территорий не знают ответа на этот вопрос, значит, пора подключать прокуратуру. Это будет вариант, при котором и щепки будут лететь, и сучья трещать...

Чтобы двигаться вперед, приходится заниматься всем и сразу. Причем старый принцип: вышел, пошумел и тебе сразу все дали - уже не работает. У нас должны появиться эффективные механизмы решения этих проблем.

В принципе такого быть не должно, что среди зимы пол-области замерзает. Дело не в том, чтобы трубы поменять или котельную отремонтировать. Мы должны понять, что коммунальное хозяйство не обуза для муниципалитета - это высокорентабельный бизнес. Просто нужно научиться привлекать в эту сферу инвестиции. В соседних регионах пошли по этому пути, и там больше нет проблем в ЖКХ.

Еще одно очень важное направление - дороги. Территория не может развиваться, будучи оторванной от окружающего мира. А у нас добраться с юга на север почти невозможно. Должны поменять несколько видов транспорта: сначала ехать на поезде, потом лететь на вертолете, потом двигаться по Тунгуске, иначе не добраться. Северные территории не можем освоить, потому что от БАМа на север у нас нет дорог. А как раз там находятся залежи полезных ископаемых, в освоении которых мы заинтересованы. Но у нас нет возможности приступить к реализации этих проектов до тех пор, пока не будет нормальной инфраструктуры. Появятся дороги - и территории получат стимулы к развитию, и бюджет области существенно пополнится. Поэтому, я считаю, наш регион обязательно должен участвовать во всех инвестиционных проектах, связанных с развитием коммуникаций.

РГ: Сегодня много внимания уделяется малому и среднему бизнесу. Однако в Иркутской области этот сегмент рынка слабо развит. Будет ли оказана поддержка таким предприятиям?

Есиповский: Безусловно. Мы заинтересованы и в поддержке таких предприятий, и в увеличении их количества. Ведь именно они обеспечивают экономическую стабильность в регионе.

Возьмем, к примеру, деревообработку. Это небольшие компании, которые эффективно работают, производят продукцию, востребованную на рынке. И они без проблем ее продают даже в условиях кризиса. И чем больше у нас будет таких предприятий, тем лучше. К сожалению, время было упущено. Если бы этим вопросом начали заниматься лет 5-6 назад, сейчас экономическая ситуация была бы иной.

РГ: Вами было сформировано правительство Иркутской области. Чем этот орган отличается от администрации и почему, на ваш взгляд, эффективнее?

Есиповский: Правительство - это коллективный орган. Все предложения обсуждаются, все мнения выслушиваются. Но при этом напротив каждого решения стоит фамилия ответственного и обозначен срок. То есть, с одной стороны, эта форма предполагает консолидацию усилий, с другой - налицо персональная ответственность конкретного должностного лица за исполнение того или иного решения, которое ему определено правительством.

В администрации такое невозможно. Глава сам себе ставит задачу, сам формулирует решение и сам несет ответственность за его исполнение. Там, где уже давно сформировалась команда, где люди много лет работают плечо к плечу, такая форма работы приемлема. Там фактор личных отношений идет на пользу делу.

Но у нас обратная ситуация. В течение многих лет вместо конструктивной работы в регионе велись политические баталии. И многие деятели настолько уже заигрались, что забыли, из-за чего, собственно, и воевать-то начали. Чтобы все это успокоить, нужен механизм, который позволил бы уйти от личных отношений. И я считаю, что правительство - это оптимальная форма.

РГ: На каких принципах вы строите работу с региональным парламентом?

Есиповский: Мне комфортно сегодня работать с Законодательным собранием. Это серьезный орган, который действительно озабочен решением главных проблем региона. Я рад, что его возглавляет такой взвешенный и опытный человек, как Людмила Берлина.

Мне приятно, что депутатский корпус обсуждает существо проблем. Нет такого, чтобы вся энергия уходила в гудок. Мы конструктивно работаем и с "Единой Россией", и с ЛДПР, и с коммунистами. Бывают очень жесткие дискуссии, но мы вместе думаем, как решать проблемы. Не палки друг другу в колеса ставим и смотрим, кто кому сильнее помешает, а ведем серьезный конструктивный диалог.

РГ: Вы только что провели в Тулуне выездное заседание правительства. О чем шла речь?

Есиповский: Мы говорили об инвестиционных проектах. Нам необходимы механизмы, позволяющие в сегодняшних непростых условиях удержать темпы экономического развития региона. Реализация подобных проектов - это и рабочие места, и достойные зарплаты, и налоги в бюджет, и решение еще целого комплекса проблем.

На территории Тулунского района как раз реализуется одна из самых интересных идей. На месте гидролизного завода появится производство биотоплива. В качестве сырья будут использованы отходы целлюлозной промышленности. Комбинат будет выпускать не только пелеты, но и кормовой белок и даже дрожжи. Объем инвестиций - более полутора миллиарда рублей. Не менее масштабные проекты будут реализованы и на других территориях области.

Ну а почему выехали? Я противник кабинетных решений. Считаю, надо по земле ходить. Пока все своими глазами не увидишь, с людьми не поговоришь, нет четкого представления о ситуации. Сам много езжу и коллегам своим настойчиво рекомендую. На мой взгляд, это один из важнейших принципов эффективного управления.

РГ: В Иркутской области создана антикризисная группа. Чем она занимается?

Есиповский: Нынешние экономические трудности не должны помешать экономическому развитию региона. Это не должно нас дезорганизовывать и выбивать из седла. Минимизировать негативные последствия экономического кризиса для региона можно. Главное - реагировать оперативно. Не ждать, когда само рассосется, а принимать превентивные меры.

РГ: Как известно, в Иркутской области не жалуют варягов. Однако вам удается находить общий язык с региональной элитой. В чем секрет?

Есиповский: Как-то на днях мне позвонил приятель: "Ты где?" И я ему непроизвольно так ответил: "Я дома". - "В Москве?" - уточняет он. И тут я понимаю, что мы говорим о разных вещах. Для меня дом - в Иркутске. Вся моя жизнь - здесь. Я в Иркутской области живу, я за нее болею. Я хочу, чтобы людям здесь жилось комфортно. И приложу максимум сил, весь свой опыт, чтобы добиться этого.

Госуправление Регионы Иркутская область Восточная Сибирь