18.12.2008 03:00
Общество

Юрий Богомолов: Ксения Собчак без маски-оторвы - никто и зовут ее никак

Промежуточные итоги телесезона-2008
Текст:  Юрий Богомолов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4816)
Читать на сайте RG.RU

Промежуточный финиш конкурирующих телеканалов - новогодняя ночь.

Она покажет: на чьей стороне зритель. Хотя, в общем и в целом, картина ясна уже сегодня. Первая строчка за Первым. Два следующих места на пьедестале забронированы за "Россией" и НТВ. Кто из них окажется выше - все еще вопрос. Это то, что касается зрительских предпочтений. Что до выбора телеакадемиков, то статуэтки "ТЭФИ" посчитаем по осени 2009 года. А пока попробуем оценить общую ситуацию и некоторые тренды после осенне-зимней половинки сезона.

Запоминается последнее

Если закрыть глаза и попытаться вспомнить что-нибудь яркое, из ряда вон, ничего в памяти не всплывает. Тогда пойдем по форматам.

Ну, конечно, как и в предыдущих сезонах, почти все внимание забирает развлекательное ТВ. И в первую очередь долгоиграющие проекты "Ледниковый период", "Большие гонки", "Последний герой", "Минута славы", "Первая эскадрилья". Это все Первый канал. Получился большой развлекательный флюс в его репертуаре.

"Россия" смогла позволить себе два подобных удовольствия: сначала "Феномен" с Ури Геллером (если кто еще помнит это шоу) и "Звездный лед" с Максимом Галкиным, который финиширует на днях.

НТВ серьезно вложилось в проект "Ты - суперстар", заметно модернизировав прошлогодний формат.

На сериальном направлении "Ликвидации" не было. И, похоже, не предвидится ничего близкого к ней по своей художественной значимости.

Как бывает в таких случаях, запомнилось последнее - сериал "Глухарь" (НТВ). Его отличительное достоинство - точное попадание с актером на главную роль - Максим Аверин; найден характер, который к тому же дан в развитии, что в новеллистических сериалах крайняя редкость. А если честно, то я и не припомню аналогичного примера ни в отечественной, ни в зарубежной практике. Найдена интонация в рассказе о нравах нынешней милиции. Интонация трезвая, почти сатирическая и, как ни странно, достаточно доброжелательная.

Документальная линейка потрафляла, как и прежде, интересам тех зрителей, кто дико заинтригован скандальными подробностями из жизни знаменитостей и их ближайших родственников. И Первый, и прочие каналы завалили нас информацией на сей счет. Особым успехом пользовались реконструкции биографий Светланы Аллилуевой и Галины Брежневой.

Наконец, как и можно было ожидать, в загоне осталась информационно-аналитическая составляющая нашего эфира. На этом фронте все практически без перемен: самое адекватное представление о том, что происходит в мире и непосредственно за нашими окнами, дают новостные программы Марианны Максимовской и Михаила Осокина (РЕН ТВ). Остальные "играют в одни ворота". Если же говорить о телеканалах- тяжеловесах, то я бы отдал предпочтение все-таки энтэвэшным новостям. Не знаю даже почему. Может, потому что они не так наглядно официозны, как на первой и второй кнопках. Не так пафосны. И потом, парный конферанс ведущих "Сегодня" в вечерних выпусках способствует большему доверию.

Но это взгляд с высоты птичьего полета. А что мы видим в первом приближении?

Параллельное катание

"Ледниковый период" оказался более выигрышным, чем "Звездный лед" как зрелище. Там и там спорта - чуть. Там и там - сплошное шоу. Разница в акцентах.

В эфире "России" больше клоунады - на манеже весь вечер Максим Галкин, Николай Басков, Николай Цискаридзе, Дмитрий Губерниев. Все много комикуют и валяют дурака. На Первом же больше спортивной хореографии. Но при этом столько сахара, варенья, меда, патоки, пирожных, коими все участники шоу одаривают друг друга и Первый канал, что странно, как мы все повально не заболели диабетом.

Из других неудач Первого, в том числе рейтинговых, - "Первая эскадрилья". Звездные участники воздушной акробатики, наверное, испытали яркие впечатления, но нам, зрителям, было скучно. То было и не шоу, и не спорт.

"Первая эскадрилья" - тосклива, а "Последний герой" - еще и отвратителен. Наблюдать по воскресеньям, как племена телепузиков с мало узнаваемыми лицами поедают живых жучков, тараканов, каракатиц и таскают по пляжу друг друга за что попало, - удовольствие ниже плинтуса. Ниже этого удовольствия - видеть, как затем, продвигаясь к заветному миллиону, они поедают друг дружку. Подруга - подружку.

Начали они с высокой рейтинговой отметки. Скорее всего, благодаря предшествовавшему шоу скандалу, вызванному бегством с проекта писателя Ерофеева и артиста Джигурды. Еще приманкой послужила девушка-скандал Ксения Собчак. Но через пару выпусков рейтинг сдулся. Выяснилось, что Собчак сама по себе без маски-оторвы, без маски-стервы - никто и зовут ее никак. А также обнаружилось, что вся эта робинзонада не столько раскрывает личность, сколько обезличивает ее.

Что на новенькое?

В конце прошлого сезона Первый канал опробовал "Гордон Кихота". В эфир вышла пара пилотных выпусков. А в начале этого сезона проект заработал на полную мощь. Когда первый пакет записей передачи иссяк, в топку эфира была вброшена серия передач "Закрытый показ". В моем сознании оба проекта слились в один формат под названием "Гордон". И это бы ладно. Хуже другое: оба проекта все больше напоминают программу "Пусть говорят". Все то же самое, но только для якобы "продвинутых зрителей".

По-моему, Андрей Малахов вправе обидеться на то, что у него украли идею. Или: загордиться тем, что по его стопам пошел старший коллега, большой интеллектуал, большой охотник до "глубокого зрителя" Александр Гордонкихот.

В двух случаях Малахову почти наверняка захотелось кусать локти и грызть ногти. Сначала, когда обсуждался документальный фильм Джульетто Кьезы "Расследование с нуля". Затем - дискуссия по поводу художественной картины о Ландау "Мой муж - гений".

У телеканала "Россия" подобных достижений немного. Строго говоря, одно, но зато какое! Проект "Имя Россия".

Развязка долгоиграющей затеи Александра Любимова близится. Впрочем, уже можно подводить ее итоги, независимо от того, на какой строчке окажется главный раздражитель этого многосерийного ток-шоу товарищ Сталин. (Когда писались эти строки, он пребывал на второй.)

Уже одно то, что в числе двенадцати исторических персонажей трое как минимум оказались тиранами с садистическими наклонностями - Грозный, Петр и Сталин - худой симптом для немалой части общества. Ведь речь шла о персонажах, которыми мы можем гордиться.

...В этой телевизионной мгле есть несколько светлых пятен: телеканал "Культура", питерский Пятый телеканал, "Исторические хроники" Николая Сванидзе и две пародийные программы "Большая разница" и "Прожекторперисхилтон". Немного, но все-таки что-то.

Кстати

Признаюсь, я немного ревную и к "Большой разнице", и к "Прожектору" - они делают мою работу - работу телевизионного критика. Иногда более точно. И всегда более весело. Тем более: спасибо.

Образ жизни ТВ и сериалы