18.12.2008 01:00
Общество

В России за качеством железнодорожного полотна следят из космоса

Текст:  Сергей Богатырев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4815)
Читать на сайте RG.RU

Роль железных дорог в России трудно переоценить: более 40 процентов всего годового грузооборота приходится на долю стальных магистралей. И это неудивительно, так как в условиях огромных расстояний нашей страны именно железнодорожный транспорт может обеспечить транспортировку практически любых видов и объемов грузов.

Основные приоритеты отрасли на ближайшие 20 лет определены в Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Согласно этому документу в период с 2008 по 2015 год должна быть обеспечена необходимая пропускная способность на основных направлениях перевозок и проведена коренная модернизация объектов инфраструктуры.

Одно из важнейших направлений железнодорожных перевозок - порты Азово-Черноморского бассейна. Ожидается, что к 2030 году объем перевозок в порты Новороссийск, Туапсе, Кавказ и Темрюк возрастет в 2-2,5 раза. С учетом этого было признано необходимым расширить стратегически важное южное направление Сызрань - Сенная - Саратов - Петров Вал - Волгоград - Тихорецкая и далее к портам Азово-Черноморского бассейна, принципиально увеличив его пропускную способность. В современных условиях привычным "латанием дыр" этого достичь невозможно. Необходима комплексная модернизация инфраструктуры всего южного направления с использованием инновационных технологий, что позволит вывести процесс перевозки на качественно новый уровень.

Решая эту задачу, ОАО "РЖД" в 2004 году начало работы по строительству второго главного пути и электрификации участка Сызрань - Сенная Приволжской и Куйбышевской железной дороги. В октябре 2008 года основные работы в рамках этого комплексного инвестиционного проекта завершились, и движение на электрической тяге по этому участку было открыто. Длина электрифицированного участка составляет почти 180 километров. Сокращение расходов по сравнению с тепловозной тягой, ликвидация ограничений пропускной способности и ускоренный оборот грузовых вагонов - важнейшие результаты, которые будут достигнуты при эксплуатации этой линии.

При проведении работ применялись новейшие технические решения, в частности, были внедрены микропроцессорные и спутниковые технологии глобальных навигационных систем электрической централизации и автоблокировки, выполнена реконструкция станции стыкования родов тока Сызрань-1 - одного из крупнейших железнодорожных узлов России.

Подробнее об инновациях, примененных при модернизации участка Сызрань - Сенная, рассказывает вице-президент ОАО "РЖД" Олег Тони:

- Важнейшими итогами внедрения инноваций при реализации проекта "Сызрань - Сенная" стали: оптимизация управления железнодорожной инфраструктурой, сокращение эксплуатационных затрат, увеличение скорости доставки грузов и повышение безопасности движения. Решение большинства этих задач было доверено спутниковым технологиям. Так, с помощью систем глобального позиционирования ГЛОНАСС/GPS теперь формируется цифровая модель текущего состояния железнодорожного пути и объектов инфраструктуры. Их положение фиксируется в единой координатной системе относительно высокоточных геодезических пунктов координат. Это имеет огромное значение, к примеру, при проведении широкомасштабных проектов строительства, когда необходимо решать комплексные задачи на всем полигоне работ. Также на эту систему координат проецируются динамические процессы - движение поездов, проведение ремонтных работ и т.д.

Основной и важнейший эффект, который мы планируем достичь от внедрения высокоточной системы координат на участке Сызрань - Сенная, является повышение уровня безопасности, бесперебойность и надежность функционирования железнодорожного транспорта.

Безопасность движения на участке, ее высокая надежность повысились благодаря напольной инфраструктуре, построенной на микропроцессорных комплексах. Эти комплексы проводят самодиагностику, а также создают условия для модернизации путем совершенствования программного обеспечения без дополнительных капитальных затрат в инфраструктуру.

Особенно хочу отметить установку на этом участке микропроцессорной автоблокировки АБТЦМ. Эта система отвечает всем мировым стандартам безопасности. Доказательством этому служит тот факт, что интерес к ней уже проявляют наши коллеги из-за рубежа.

Сызрань - Сенная - стратегически важный участок всего южного направления, и его комплексная модернизация с использованием инновационных решений может явиться первым шагом к активному внедрению технологий мультимодальных логистических систем во всем Азово-Черноморском транспортном узле.

Наука Железные дороги ОАО "Российские железные дороги"