Первыми нашу Кубань запечатлели на снимках офицеры, принадлежавшие к состоятельной части российского общества.
Так утверждает Борис Устинов, фотограф и краевед, за три десятилетия по крупицам воссоздавший летопись кубанской фотографии и биографии ее мастеров. Им уже давно подготовлен к печати, но так и не издан альбом, повествующий о прошлом нашей "светописи".
- В период Кавказской войны перемещаться по южной окраине империи людям в штатском было затруднительно, - рассказывает Борис Устинов. - Поэтому камеру и прочие приспособления для съемки возили с собой в основном офицеры. А для некоторых, вышедших в отставку, увлечение становилось ремеслом.
Первым профессиональным екатеринодарским фотографом стал есаул Александр Рыльский. "Кубанские войсковые ведомости" в мае 1865-го сообщили, что он открыл собственное ателье на улице Градской (ныне Советской), неподалеку от Красной. В 1876 году ему присвоили звание фотографа Его Величества с правом изображения государственного герба на вывеске заведения. Такова была высочайшая награда за создание фотоальбома, запечатлевшего пребывание Александра II в нашем крае.
Помимо съемок в ателье Рыльский выезжал на войсковые учения и смотры. Чтобы компактно расположить большие группы желающих запечатлеться на память, приходилось даже сооружать особые павильоны.
А вскоре появились фотоателье в Ейске, Майкопе и укреплении Прочный Окоп. Рыльский же переехал в Крым, а преемником дела и ателье первого екатеринодарского фотографа стал Петр Белецкий. Дела его пошли столь хорошо, что спустя три года он открыл еще одно ателье на более престижном месте - на улице Красной в непосредственной близости от областного правления.
- В те времена, - продолжает Устинов, - "для ловли счастья и чинов" необходимо было попасть, так сказать, в императорский журналистский пул. В 1888 году во время визита на Кубань Александра III с супругой Белецкий преподнес им свои снимки. А они ему вручили крест с бриллиантами. Награда была скоромнее, чем у его предшественника. Видимо, высочайший визит оказался слишком скоротечным, да и на фото были виды Екатеринодара, а не портреты гостей.
А в 1890 году Белецкий был удостоен звания личного почетного гражданина города Екатеринодара. Поговаривали, что не последнюю роль при этом сыграло и то, что Петр Степанович бесплатно снимал заключенных местной тюрьмы. Кстати, по просьбе археологов он сфотографировал золотые украшения, найденные при раскопках возле станицы Курджипской в 90-х годах XIX века.
Но наиболее обласкан властью был, пожалуй, Афанасий Чернов. За фотосессию Великого князя Александра Михайловича на охоте в Красном лесу Афанасий Петрович был пожалован званием фотографа дворца Его Императорского Высочества. А в 1903 году Афанасий Петрович был приглашен снимать пребывание императора Николая II в Курске. Снимки Чернова отличали тонкий вкус и искусная техника исполнения. Именно это и позволило ему завоевывать популярность и у высоких особ, и у екатеринодарской публики, хотя в то время в городе продолжали успешно трудиться Белецкий и Гольденберг.
В 1889 году Чернов выпустил альбом из 18 фотографий в память о пребывании в Екатеринодаре Александра III и Марии Федоровны. Так были сохранены для истории реалии того времени, например квартира наказного атамана, где останавливалась августейшая чета, Триумфальная арка, возведенная в ее честь, ротонда в Городском саду, делегация казаков из кубанских станиц и другие моменты официальной церемонии. Он же запечатлел торжество по случаю 200-летия Кубанского казачьего войска, ставшее вехой в истории Кубани. Эти снимки появились в продаже уже летом следующего года, что при технологии тех времен было почти фантастической скоростью.
Третьим по счету в столице Кубани открылось ателье Семена Гольденберга. Именно Семен Меерович известен и как один из первых кубанских фотожурналистов. Когда в 1885 году на промысле французской компании в станице Ильской забил нефтяной фонтан, "Кубанские областные ведомости" откликнулись на это событие заметкой: "Для снятия этого интересного и красивого явления природы был немедленно приглашен наилучший фотограф С. М. Гольденберг, которому удалось воспроизвести бьющий фонтан нефти вполне отчетливо и хорошо".
Виктор Лихоносов, писатель, лауреат Госпремии России:
- Многие фотографии, о которых идет речь, хранятся в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Евгения Фелицына. Но Борис Устинов обладает едва ли не самой полной коллекцией репродукций кубанской дореволюционной фотографии. По крупицам собранные архивные сведения о фотографах - профессионалах и любителях - от времени первого снимка, сделанного на кубанской земле в 1860-х годах, до переломного 1917 года он сумел сложить в яркий и многогранный образ Прошлого.
Эти остановленные мгновения дают представление не только о ведущих екатеринодарских мастерах светописи, фотолюбителях и Кубанском фотографическом обществе, но и, что не менее важно, приоткрывают завесу неизвестности над жизнью простых горожан. Естественное достоинство, одухотворенность, выражение лиц, глаз, прически, костюмы - словом, весь антураж старых фотографий вызывает чувство гордости за наших предков и очарования времени, ушедшего в небытие. Такие же образы вдохновляли меня, когда писался роман "Мой маленький Париж".
Заполнен еще один чистый лист кубанской истории. Заполнен человеком, знающим фотодело не понаслышке, а посвятившим свою жизнь искусству фотографии. Борис Устинов знаком кубанцам не только своими снимками, но и многочисленными публикациями об истории кубанской фотографии, фотоиллюстрациями к книгам известного краеведа Виталия Бардадыма, летописи "Екатеринодар - Краснодар. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях". И когда увидит свет его фотоальбом "Серебряный век фотографии", он станет достойным продолжением этого ряда.