Четыре с половиной процента железнодорожников могут потерять работу в будущем году. Такой прогноз появился на лентах информагентств со ссылкой на некие "источники, близкие к совету директоров компании".
ОАО "Российские железные дороги" является крупнейшим после государства работодателем в нашей стране. Здесь трудится 1 миллион 200 тысяч человек. Сокращение штатов на четыре с половиной процента означало бы, что работу потеряют примерно 54 тысячи человек. Корреспондент "РГ" попытался выяснить, насколько реально такое развитие событий и чем это может обернуться для пассажиров и безопасности движения.
Первое, о чем сразу нужно сказать: на сегодняшний день нет никаких документально оформленных решений руководства компании относительно сокращений в будущем году. Однако, как говорится, нет дыма без огня.
Финансово-экономическая ситуация на железной дороге по понятным причинам сегодня не самая лучшая. По информации пресс-службы ОАО "РЖД", в ноябре снижение объемов грузоперевозок составило 20 процентов, в декабре возможно падение до 30 процентов. А именно грузоперевозки, напомним, являются главным источником доходов железной дороги. Поэтому, планируя 2009 год, компания спрогнозировала несколько вариантов развития событий и соответствующие антикризисные меры для каждого из вариантов.
По самому оптимистичному варианту, если стоимость барреля нефти будет выше 50 долларов, снижение перевозок грузов в 2009 году составит 9 процентов к уровню нынешнего года. Если же цена барреля будет ниже, то падение объемов грузоперевозок может быть 19 и более процентов.
В этой ситуации компания, понятно, вынуждена минимизировать расходы, в том числе на оплату труда. "Но сокращение штатов - это не основной способ уменьшения расходов. Есть вероятность того, что мы вообще не дойдем до сокращения персонала, - говорит заместитель начальника пресс-службы ОАО "РЖД" Елена Кулакова. - Прежде всего мы пытаемся договориться с поставщиками ресурсов о снижении тарифов и расценок. В частности, уже есть такая договоренность с поставщиками металлопродукции. Уменьшаем транспортные издержки и тому подобное. Если же при наихудшем развитии событий придется экономить на фонде оплаты труда, то в первую очередь это коснется офисных работников, но никак не основные профессии".
Недавно главой компании было принято решение о сокращении на три процента управленческого персонала. Однако пока, по данным пресс-службы, уведомлений о сокращении никто не получил. И не факт, что получит. Пока рассчитывают на "естественную убыль" персонала.
Что касается влияния возможного сокращения работников на безопасность движения и объемы пассажирских перевозок, то здесь позиция руководства РЖД однозначна. "Ни один здравомыслящий руководитель не освободит персонал, от которого зависит безопасность пассажиров и грузов, - заявила Елена Кулакова. - Безопасность в любом случае остается для компании приоритетом".
Количество поездов дальнего следования и пригородных также пока меняется в зависимости не от кризиса, а от потребностей в этих поездах на разных направлениях. Кстати, вчера на официальном сайте ОАО "РЖД" появилось сообщение о том, что на время новогодних праздников вводится 400 дополнительных составов на наиболее востребованных маршрутах.