Ранний вечер рабочего дня, Москва, самый роскошный торговый центр столицы. В бутике Dolce&Gabanna (люстры, черные зеркальные стены, литой логотип из нержавеющей стали) молодой человек примеряет кожаную куртку. "Она называется "Дэвид Бекхэм", - услужливо поясняет продавец. Отороченная мехом енота куртка стоит всего ничего - каких-то десять тысяч евро (восемь тысяч фунтов стерлингов). "На прошлой неделе мы продали две такие", - добавил он, видимо, хотел дать понять, что мировой финансовый кризис российскому капитализму не повредил.
Выйдем из бутика, спустимся по миленькому мощеному переулку и обнаружим, что и в салоне "Бентли" все идет своим чередом. За двести сорок тысяч фунтов вам здесь завернут "Бентли" с откидным верхом абрикосового цвета. Пройдем еще немного (сзади останется мрачное, серое здание Лубянки - штаб-квартира КГБ), и перед нами окажется ЦУМ, еще один роскошный торговый центр. В ресторанах здесь подают черную икру и шампанское, а на верхнем этаже можно приобрести дизайнерскую сиреневую попону для собаки чихуа-хуа. Сколько стоит? 8999 рублей (двести фунтов).
И все же в России - стране, где в девяностые годы было изобретено слово "олигарх" (в значении "предприниматель со связями на высшем уровне"), происходит нечто странное. Все сходятся на том, что здесь и сейчас, в посткризисной России, олигархи в опасности.
В последние пять месяцев, по данным финансово-информационного агентства Bloomberg, двадцать пять наиболее состоятельных граждан России лишились в общей сложности 230 миллиардов долларов (это 146 миллиардов фунтов). По мнению экспертов, в недалеком будущем резко упадут в цене частные реактивные самолеты, а также виллы на острове Сардиния и в графстве Суррей. С другой стороны, очевидно, что богатые россияне подошли к моменту определенного исторического катарсиса. Прошли головокружительные десять лет, заполненные покупками яхт, футбольных команд, вилл в Кенсингтоне (на западе Лондона, на юге Франции), даже подводных лодок. Теперь, похоже, Россия вступает в новую эпоху, эпоху некоторого отрезвления.
"Одним из последствий происходящего станет то, что богатым россиянам теперь будет не с руки разбрасываться деньгами, как до кризиса, - полагает Крис Уифер, аналитик из московской группы "Уралсиб". - У людей либо больше нет денег, либо есть, но им не кажется разумным демонстрировать это".
Однако Елена Нортон, заведующая российским отделом лондонского агентства недвижимости Knight Frank, заявила, что клиенты из Москвы, напротив, проявляют усиленную активность. "Я заметила оживление на рынке. Потенциальные покупатели прочитали сообщения в газетах, узнали, что на лондонском рынке недвижимости происходит коррекция цен, и спешат воспользоваться моментом", - рассказала Нортон.
В прошлом году москвичи потратили на предметы роскоши пять миллиардов долларов - на один миллиард больше, чем жители Нью-Йорка. В "Третьяковском пассаже" - это московская "улица бутиков" - покупателей стало меньше, хотя и ненамного.
Вчера возле магазина Gucci были замечены семисотый черный "Мерседес", а также огромный джип "Хаммер". Бутик Dolce&Gabanna только что открылся после ремонта; на втором этаже там продаются цветастые сумочки и четырехсотфунтовые платформы, а рядом стоит официант в черном костюме с бокалами шампанского. В магазине имеются вип-залы для почетных клиентов, а директор по моде Винсент Фрэнсис (Vincent Francis) не сомневается, что новая коллекция "коротких, сексуальных" коктейльных платьев ценой от трех до десяти тысяч евро будет распродана еще до Рождества. Таким образом, "вечеринка дикого капитализма" в России если и закончилась, то не для всех. "Я ни о чем не беспокоюсь - пусть мой муж беспокоится", - сказала двадцатичетырехлетняя Татьяна, выходя из магазина Gucci с одиннадцатитысячной рубашкой. Ее светлые волосы были аккуратно завязаны в пучок.
Из статьи "Сумерки олигархов".
(www.inosmi)
Скупой платит дважды
Даже экономический бум прошлых лет не смог скрыть тот факт, что "Россия - больная страна". Российская Конституция гарантирует каждому гражданину право на бесплатное медицинское обслуживание. В 1993 году заработала система обязательного медицинского страхования. Кроме того, полис добровольного медицинского страхования имеется уже у каждого пятого россиянина. Тем не менее здравоохранение все еще борется с тяжким наследием, оставшимся от Советского Союза, где во главу угла ставились не качественные, а количественные показатели.
Россия выделяет на здравоохранение всего 3 процента своего ВВП, и последствия не заставили себя ждать: с 1991 года смертность среди мужчин в возрасте от 30 до 60 лет выросла на 60 процентов, сообщает автор публикации. Наконец-то положение дел обеспокоило и Кремль. В 2006 году здравоохранение вошло в число национальных проектов. За два последних года в отрасль было вложено около 6 млрд. евро.
Из статьи "Пациент по имени Россия"
Меняем эмигрантов на иммигрантов
По оценкам экспертов, только за последние 5 лет страну покинули более 440 тыс. граждан. По мнению экономиста Михаила Делягина, речь идет о "тихом исходе", поскольку официальная статистика данных не приводит.
Информацию, говорится далее в публикации, можно получить только в тех странах, в которые уезжают россияне. "В период с 2003 по 2008 год в США въехали около 86 тыс., а в Германию - 53 тыс. человек". Долгое время основной целью россиян был Израиль - с 1990 по 2000 год туда уехали более миллиона российских евреев и членов их семей.
"39 процентов выехавших за последние 5 лет - люди с высшим образованием, в том числе и ведущие ученые, которые сегодня занимаются научной деятельностью в США, Финляндии, Швеции или Австралии", - отмечает издание. В качестве основных причин эмиграции Виктор Функ называет работу и желание вести образ жизни в соответствии со своими представлениями.
Кремль отдает себе отчет в том, что теряет потенциал, уверен Функ. До 2012 года российские власти планируют привлечь в страну более 300 тыс. новых граждан из бывших советских республик, обязуясь взять на себя затраты в связи с переездом и поиском жилья и предоставляя выгодные кредиты.
Из статьи "Тихий исход"
www. inopressa.ru