22.12.2008 04:00
Культура

Седьмой съезд Союза кинематографистов России начался скандалом и закончился призывом к миру и творчеству

Но будет ли признан легитимным сам съезд Союза кинематографистов
Текст:  Петр Ненароков
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4817)
Читать на сайте RG.RU

VII съезд СК России начался в атмосфере скандала и закончился призывом к миру и творчеству.

Это был съезд, как выразился новый лидер СК Марлен Хуциев, "проблемный". Проблемы начались с того, что коллеги-режиссеры не выбрали делегатом Никиту Михалкова, - ясно, что это был жест недоверия не к признанному мастеру, а к руководителю творческой организации. Не оказались в числе делегатов и люди из его ближайшего окружения: Андрей Смирнов, Василий Ливанов, Геннадий Полока. Михалкова все равно избрали - по гильдии сценаристов, но ответной мерой стала проверка легитимности выборов: в некоторых гильдиях не было кворума. И.о. председателя СК Михаил Пореченков созвал чрезвычайный пленум правления в уверенности, что съезд отменят. Пленум решил иначе: оттягивать съезд, который по уставу должен был состояться еще год назад, нельзя. Предложение заменить его собранием не прошло. Предложение созвать большой сбор всех кинематографистов страны, как это было сделано в 1997 году, - тоже. И съезд открылся 18 декабря, и продолжался два горячих дня с заездом на третий.

Регламент первого дня предусматривал отчетный доклад председателя СК Никиты Михалкова. "Я уже предупредил, что собираюсь уходить, - заявил Михалков. - И хочу извиниться за допущенные кадровые ошибки".

Эти ошибки, по его признанию, связаны с назначением на ключевые посты гг. Пиорунского, Лосева и Угольникова. Что касается съезда, то Михалков предупредил, что его решения могут быть признаны нелигитимными, назвал происходящее "бессмысленной клоунадой" и повторил свое предложение провести съезд позднее, причем с участием всех членов творческого союза. "И мы его проведем!" - пообещал Михалков.

"Есть предупреждение мин-юста о нарушениях в подготовке съезда, - повторил ведущий заседание актер Евгений Герасимов. - Но нарушением является уже и то, что мы проводим его с опозданием на год. В таких условиях минюст может инициировать роспуск Союза кинематографистов!" Однако собравшиеся были настроены решительно, съезд был открыт. И тут же наткнулся на первое препятствие: Никита Михалков отказался делать отчетный доклад, ибо он "получил предупреждение мин-юста о том, что это будет противозаконное действие".

По традиции был прочитан список ушедших за эти годы членов СК. Скорбное чтение длилось около четверти часа - еще одно напоминание о том, что союз катастрофически стареет и давно не имеет притока молодых сил.

Председатель ревизионной комиссии Андрей Герасимов огласил пространный список нарушений, обнаруженных в результате проверки деятельности руководства СК: срывались все сроки заседаний правления и проведения съезда, не утверждались финансовые планы, неэффективна коммерческая деятельность, когда помещения сдавались в аренду по ценам ниже рыночных, и пр. Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен напомнил, что массовый съезд, где Михалкова избрали председателем, вопреки его заверениям обернулся для СК огромным финансовым долгом. Михалков пообещал ответить на эти вопросы - "но только на легитимном съезде". "Революционная ситуация налицо: верхи не хотят, низы не могут", - резюмировал происходящее глава Гильдии киноактеров Борис Токарев.

Драматург Рустам Ибрагимбеков признал, что съезд подготовлен плохо, и повторил вопрос: а кто в этом виноват? "Нас обвиняют в юридических ошибках, но эти ошибки на совести руководства СК, которое должно было организовать выборные процессы безукоризненно и еще год назад. И это стыдно, что руководители союза все время пытаются поставить под сомнение добропорядочность всех, кто хочет перемен".

Деятельность руководства СК впервые в истории киносообщества была признана съездом неудовлетворительной.

Огласили письмо группы молодых кинематографистов, которые выразили желание вступить в СК. Среди них Чулпан Хаматова, Алексей Попогребский, Борис Хлебников, Андрей Прошкин, Алексей Герман-младший, Петр Буслов, Иван Вырыпаев, Елена Яцура и многие другие - всего 60 человек. Съезд принял это с энтузиазмом, но ряд делегатов, в том числе и Михалков, возразили: нет такого человека, который был бы против притока молодых, но стоит соблюдать необходимые формальности. Забегая вперед, скажу, что молодых приняли в СК уже в ходе первого заседания новоизбранного правления в субботу.

Второй день начался новой попыткой поставить легитимность съезда под сомнение. Николай Бурляев заявил, что все равно же "будет Собор всея Руси, и там изберут в председатели, если он того пожелает, Никиту Михалкова". Взявший слово критик Юрий Богомолов прочитал появившиеся в печати оскорбительные для коллег высказывания Михалкова и снова задал вопрос: кто мешал председателю СК провести съезд еще год назад, как и предусмотрено уставом? Михалков назвал эту претензию "детской": "Я три года снимал огромную картину, и никто не обращался ко мне с прось-бой созвать съезд".

Началась процедура выборов руководства СК. Кандидатами на пост председателя выдвинули Вадима Абдрашитова, Сергея Говорухина, Николая Досталя, Дмитрия Месхиева, Никиту Михалкова, Марлена Хуциева. Абдрашитов, Месхиев, Говорухин и Досталь взяли самоотвод, Михалков заявил, что "этот разговор мы продолжим на настоящем съезде". В списке остался автор "Заставы Ильича".

Режиссер Юрий Кара похвалил высказывание и.о. председателя СК Михаила Пореченкова о том, что у руля союза на смену львам пришли ослы, за самокритичность. Оратор поддержал кандидатуру Марлена Хуциева на пост председателя СК: "Нужно, чтобы СК возглавил человек, способный быть нашей совестью, - именно совесть в последние годы стала дефицитом, от которого страдает наш союз".

Режиссер Гарри Бардин вступился за V съезд кинематографистов 1985 года, подвергающийся теперь наскокам: "Он достоин уважения уже тем, что вернул зрителям сотни фильмов, погребенных на цензурной полке. И никто не подвергал сомнению творчество Сергея Бондарчука или Льва Кулиджанова - речь шла не о таланте, а о человеческих поступках". "Не надо строить вертикаль власти в общественной организации, - сказал Бардин. - Эта вертикаль уже привела к тому, что нас публично обозвали "театром лилипутов"! Я призываю съезд вспомнить о достоинстве. Мы собрались здесь, ибо нас выбрало кинематографическое сообщество, и мы полномочны решать судьбу нашего союза".

За внесение имени Марлена Хуциева в бюллетени проголосовали единогласно. И, пока готовились документы, начался разговор о творческих проблемах. Режиссер Алексей Ханютин говорил о бедственном положении документального кино: его развращает ТВ подгонкой картин под самые нетребовательные вкусы, возник дефицит социально значимых фильмов. ТВ грозит поглотить документалистику, и выход из кризиса - в возвращении документальных лент в кинотеатры. Об этом еще 4 года назад был подан меморандум в правление СК, но все эти годы у руководства так и не дошли до него руки.

Даниил Дондурей привел цифры, характеризующие неэффективность работы киноиндустрии и "ужасающее качество киноаудитории, упавшее до уровня 20-х годов прошлого века". Он отметил, что на съезде нет как раз тех людей, которые определяют политику проката: дистрибьюторов, владельцев киносетей. СК перестал отвечать вызовам нового времени - подчеркнул Дондурей. Режиссер Владимир Фокин напомнил о письме, с которым он обратился к президенту РФ: речь идет об авторском праве, которое не распространяется на режиссеров. Автор письма предложил поручить новому правлению заняться этой проблемой.

Съезд принял поправки к уставу. Сама же процедура выборов была едва не сорвана тем, что орг-техника, необходимая для подготовки бюллетеней, оказалась запертой в кабинетах прежнего руководства. Но технику нашли, бюллетени отпечатали, и результаты голосования превзошли все ожидания. По уставу, принятому вскоре после прихода Михалкова на пост главы СК, кандидат должен набрать не менее трех четвертей голосов. За Хуциева отдано 349 из 383 голосов.

Новый глава СК призвал к миру. "Самая высокая должность в нашем союзе - быть его членом. У истоков союза стояли великие художники. А сейчас со словами "Союз кинематографистов" пресса прочно связала слово "скандал". Я человек мирный и не хочу, чтобы в нашем доме продолжались скандалы. Отбросим все плохое, займемся будущим нашего кино. Нам необходимо работать в тесном сотрудничестве с государством. Очень многие из проблем кинематографа не могут быть решены, если государство не повернется к нам лицом и сердцем. Они не могут быть решены, если мы будем отрекаться от великого советского кино, составляющего неотрывную часть киноистории. Сегодня кино утратило свою общественную роль, и мы должны снова обратиться к базовому понятию искусства - человек. Должны помочь обществу сохранить себя".

"Конечно, - продолжал Марлен Хуциев, - у нас много назревших задач. Не решены проблемы авторского права. Надо наладить связи с другими творческими союзами. Надо, чтобы в СК вернулась жизнь - чтобы сюда снова захотели прийти коллеги, чтобы здесь мы могли видеть наших друзей". На пост первого секретаря СК его новый руководитель предложил Дмитрия Месхиева.

Подсчет голосов, поданных за новый состав правления СК, затянулся за полночь, и потребовался третий день работы. Делегаты продемонстрировали необычно высокую заинтересованность в происходящем: субботним утром в зале собралось около 300 человек. Они единогласно утвердили итоги голосования. На первом заседании новое правление СК заявило о необходимости вернуть права Московскому союзу кинематографистов, членство СК России в Конфедерации Союзов кинематографистов СНГ и Балтии, восстановить СК в числе учредителей Московского кинофестиваля и наложить мораторий на отчуждение имущества СК.

Было высказано твердое намерение прекратить распри в союзе, вести дело к сотрудничеству и примирению с оппонирующей стороной.

Пресс-конференция Марлена Хуциева и нового правления СК состоится в понедельник.

Кино и ТВ