23.12.2008 03:00
Происшествия

Система московского общественного видеонаблюдения безнадежно слепа

Почему так безнадежно слепа московская система видеонаблюдения?
Текст:  Ольга Масюкевич
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4818)
Читать на сайте RG.RU

Согласно статистике, 30 процентов преступлений в Москве происходит в подъездах многоквартирных домов.

Кроме этого, на лестничных площадках нередко собираются компании агрессивных молодых людей, а чердаки и подвалы - излюбленное место ночлега бомжей и бродяг. Пытаясь обезопасить жилые дома, столичные власти еще в 2000 году приняли решение об установке в них системы видеонаблюдения. В итоге за восемь лет в жилищном секторе было установлено 86 тысяч видеокамер. Изменилось ли что-нибудь в жизни москвичей после их появления? Это попытался понять корреспондент "РГ".

Миллиарды есть, а результата нет

Социологи, изучающие поведение европейцев, объясняют их законопослушание именно наличием везде и всюду видеокамер. Московские власти задумались о том, что не помешали бы они и нам после взрывов жилых домов в 1999 году. В итоге в рамках создания в Первопрестольной системы обеспечения безопасности города с 2001 года и начали появляться в подъездах первые видеокамеры. К концу 2007 года их насчитывалось уже более 70 тысяч.

Планировалось, что видеокамерами оснастят подъезды всех районов Москвы к нынешнему году, но конца этому процессу пока не видно. Между тем денег потрачено уже немало. Только за 2003-2006 годы на установку и обслуживание системы видеонаблюдения из городского бюджета ушло более полумиллиарда рублей. На "Комплексную городскую целевую программу профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 годы" в целом отпущено 90 миллиардов рублей. В 2009-2011 году будет дополнительно выделено еще около 5 миллиардов рублей. Система видеонаблюдения входит в эту программу, и немалая доля средств идет именно на нее. В общем, камера - удовольствие не из дешевых. Каждая стоит не меньше 7 тысяч рублей. Плюс установка, зарплата дежурным перед мониторами, километры кабеля, компьютеры и информационные носители, на которых должны храниться записи...

Все бы ничего, если бы программа работала эффективно. Однако специалисты разных ведомств (как городских, так и правоохранительных) в голос заявляют о целом ряде проблем и недоработок, которые выявились в течение минувших лет. Из 160 тысяч преступлений, совершенных в Москве в этом году с начала года, видеонаблюдение помогло раскрыть лишь 260 уголовных дел. Это - всего одна пятая процента от их общего количества. Отчего же так мало?

Гюльчатай, открой личико

Всего в столице насчитывается 39 тысяч жилых домов. Даже если исходить по минимуму и считать, что в среднем в каждом из них имеется по четыре подъезда, то камер для установки возле каждого подъезда нужно не 86 тысяч, а в два-три раза больше. На самом же деле большинство домов имеют гораздо большее количество подъездов. Значит, и камер нужно еще больше. Причем установлены они должны быть не только снаружи, но и внутри. В общем, при всем внешнем изобилии техники все-таки не хватает. Тем не менее заместитель генерального конструктора городской целевой программы "Электронная Москва" Виктор Муравьев утверждает, что муниципальный фонд, который изначально входил в программу, "закрыт" полностью. Жильцы домов, где организованы ТСЖ и ЖСК, чаще всего предпочитают вместо бездушной техники нанять консьержа.

К тому же в каждом округе могут привести сотни примеров, когда сами приборы становятся объектом вандализма или краж. Правда, четкой статистики, как часто хулиганы покушаются на систему видеонаблюдения, нет, поскольку такие дела проходят у милиции в общей массе - как обычные кражи или хулиганство. Между тем, к примеру, три недели назад во втором корпусе дома N 95 по проспекту Вернадского перерезали провода у камер, которые едва установили, не успев даже подключить их. А в одном из подъездов аппаратура и вовсе исчезла. Хулигана до сих пор не нашли. Кто теперь починит провода и когда поставят новую камеру? Ответа на эти вопросы председатель правления ЖСК этого дома Ирина Земченко не может добиться.

Есть и еще одно обстоятельство, вызывающее, мягко говоря, недоумение. Оказывается, камеры ставят не те. В столице до сих пор на слуху случай, когда напавшие в подъезде на девушку насильники попали в их объективы. Операторы районного центра мониторинга зафиксировали инцидент и сообщили куда следует. Опергруппа прибыла на место, но преступники уже ушли. Говорят, женщин-операторов после увиденного отпаивали валерьянкой. Но что самое поразительное? Обнаружилось, что качество картинки не позволяет использовать ее в целях розыска.

Дело в том, что в большей части подъездов установлены камеры видеонаблюдения с крайне невысоким разрешением, что не позволяет разглядеть лицо проходящего человека даже при остановке кадра. Чтобы на такой камере получить четкое изображение, надо было попросить насильников остановиться прямо под объективом и несколько секунд, не двигаясь, смотреть в объектив. В противном случае опознать их практически невозможно, что и подтвердил этот случай.

"С помощью камер старого парка зачастую невозможно увидеть лицо человека, входящего в подъезд. Тем более что подрядчики ставят их во избежание кражи обычно как можно выше, под козырек подъезда. Соответственно, на картинке можно рассмотреть лишь капюшон или кепку, - рассказал корреспонденту "РГ" начальник отдела управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Владимир Коробков. - Для раскрытия преступления нужны другие системы - и с точки разрешения, и просто антивандальные, которые можно установить как глазок в двери, что позволит им снимать лицо подходящего человека".

Спасает милицию чаще всего то, что расположенные по соседству с жилыми домами банки, магазины, автозаправочные станции и прочие учреждения стараются следить за своей территорией. Да и видеокамеры у них на порядок лучше. По словам Коробкова, эффективность их при раскрытии преступлений намного выше, чем при использовании видеоряда, снятого городом.

Увы, хорошая техника, способная без помощи человека распознать драку, заметить посторонние предметы, в Москве обычно устанавливается только в местах массового скопления людей, на крупных автомобильных развязках и стратегических объектах. В подъездах, видимо, в целях экономии, решили обойтись самыми простыми системами, которые не в состоянии справиться с возложенной на них задачей. К такому выводу пришли не только правоохранительные органы, но и окружные чиновники. Первый заместитель префекта ЮВАО по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Александр Сморяков озвучил целый ряд претензий к тому, что в результате получил жилой фонд. К уже звучавшим нареканиям на низкую разрешающую способность большинства камер видеонаблюдения он добавил маленькую пропускную способность каналов передачи информации и слишком короткое время хранения видеоинформации.

Виноват зоопарк

Так почему же серьезная программа, призванная обезопасить город, оказалась столь затратной и одновременно неэффективной? "Мы в течение двух лет разгребаем последствия "зоопарка", созданного в Москве до того, как начала создаваться нормальная система. Дело в том, что сначала устанавливались разнородные, никак не состыкованные системы", - объяснил корреспонденту "РГ" Виктор Муравьев, заместитель генерального конструктора городской целевой программы "Электронная Москва", в ведении которой сейчас находится программа. По его словам, ДЕЗы, которые в первые годы реализации программы выступали заказчиками, относились к установке камер, как к покраске забора. В одном районе могло быть использовано 5-6 разных систем, установленных разными подрядчиками. В результате информацию нельзя было ни прочитать, ни собрать в едином центре. До главного пользователя - ГУВД она вообще не доходила. Разница программного обеспечения видеокамер сделала многолетнюю работу фактически бесполезной.

Только в 2005 году на основе требований экспертно-криминалистического центра МВД было подготовлено техзадание, в котором четко прописали требования к видеокамерам, к стыковке сигнала. Тогда же была создана межведомственная рабочая группа, которая по поручению мэра начала координировать выполнение работы. В каждом районе появились локальные центры мониторинга, куда должны выводиться видеокамеры. Наконец, и это самое главное, создан специальный конвертер - программа, которая обеспечивает перевод различного типа программного обеспечения в единый стандарт. Однако работать с ней могут только те 30 тысяч камер, которые установлены уже по новым правилам в 2007 году.

К счастью, эти камеры уже не устареют: даже если появится новое программное обеспечение, их технические характеристики позволяют дистанционно обновить "умную начинку". Ни камеру, ни компьютер заменять при этом не придется. Теперь камера записывает информацию, которая должна храниться в инженерно-технических центрах районов около двух недель. Если ее никто не запрашивает, то она никуда больше не идет. Причем изображения не только записывается, но и просматривается операторами в режиме онлайн. В случае ЧП они могут перевести изображение сразу на компьютеры ОВД.

Но если учесть, что общее количество подъездов, находящихся под видеонаблюдением, сейчас составляет около 86 тысяч, получается, что более 50 тысяч камер нуждаются в модернизации. И только после того, как их снимут и установят новые, система заработает в полную силу. Значит, деньги, потраченные на приобретение тех камер, попросту выброшены на ветер. Заменить же так быстро устаревшее оборудование столичные власти обещают только в 2011 году.

Охрана порядка Москва Столица