Экономический кризис больно ударил по мировому ювелирному рынку. Продажи золотых украшений в некоторых крупных торговых сетях упали вдвое. Приближающийся Новый год к ожидаемому росту спроса на ювелирку пока не привел. Недорогие украшения в Америке, Европе и Азии продаются плохо. В целом продажи всех украшений упали на 30 процентов, сообщают эксперты рынка, несмотря на то что золото за последние три месяца подешевело на 20 процентов.
В России дела обстоят гораздо лучше. Среди наших соотечественников, и особенно соотечественниц, распространен миф о том, что золото - это хорошая инвестиция "на черный день". На самом деле это не совсем так, поскольку купить-то золото можно, а вот продать в случае необходимости без потерь практически невозможно. И тем не менее украшения покупают даже сейчас, правда, не так бойко, как в прошлом году.
Первый "звонок" прозвенел в марте: все отметили снижение розничных продаж, хотя благодаря Международному женскому дню этот месяц традиционно отличался пиковыми показателями.
Производство ювелирных изделий с бриллиантами, имеющее инерционный характер, сперва не почувствовало ничего необычного; объемы производства в РФ в первом полугодии 2008 года были на уровне 2007 года. Однако начиная с сентября, когда ярко обнажилось неблагополучие на западных финансовых рынках и пошли вниз котировки на российских фондовых площадках, в ювелирной рознице началось плавное снижение. За сентябрь-октябрь розничные продажи всех ювелирных изделий по России сократились на 5 процентов в стоимостном выражении.
- Изделий с бриллиантами стали покупать заметно меньше, - говорит эксперт Гильдии ювелиров России Владимир Тесленко. - Пока примерно на 10 процентов. Покупатели переходят на более дешевые изделия, например легковесную бескаменку или изделия из серебра.
По данным Пробирной палаты России, за 11 месяцев текущего года количество апробированных отечественных золотых изделий снизилось на 3,1 процента , а импортных - на 0,8 процента. Ситуация по серебру противоположная. Количество серебряных изделий, предъявленных российскими изготовителями в государственную инспекцию пробирного надзора, выросло за 11 месяцев на 31,7 процента.
Однако на просторах страны ситуация разнородная. Первой на кризис отреагировала в октябре Москва: здесь много сервисного бизнеса (страховые компании, банки, рекламные агентства и т.п.), а менеджерам среднего звена, главным покупателям изделий с бриллиантами, стало не до бриллиантов - им бы работу сохранить, да зарплату не потерять.
А вот в провинции, где в основном расположены предприятия реального сектора, снижения продаж не зафиксировано; а в отдельных регионах даже отмечен 5-процентный рост. Это наглядно проявляется в рознице, где в чисто конкурентной среде действует около 20 тысяч торговых точек - начиная от мелких магазинчиков и кончая крупными сетями.
Уже очевидно, что для тех, кто грамотно вел дела, ситуация не столь критична: ведь замедление спроса нарастало постепенно в течение полугода и было достаточно времени, чтобы приспособиться к обстоятельствам. Кто же действовал без оглядки и излишне рискованно, теперь испытывает большие трудности. Тем не менее адаптироваться к новым условиям приходится всем. Сейчас ни о каких проектах расширения бизнеса речь не идет. Уже запущенные проекты доводятся до конца, если исполнение перевалило за 50 процентов. В то же время серьезные инфляционные ожидания населения положительно сказываются на торговле, а накопленные складские запасы позволяют торговать без новых оптовых закупок.
В наиболее сложном положении оказались крупные производители изделий с бриллиантами, их портфель заказов заметно обеднел, и ряд предприятий подумывает даже о введении неполной рабочей недели. По ним в первую очередь ударил толлинг, процветавший в отрасли в последние годы. По данным Гильдии ювелиров, в 2007 году из 120 тонн ювелирных изделий, апробированных Пробирной палатой, примерно 35-40 тонн пришлось на изделия, изготовленные из российского золота за рубежом. При этой схеме взималась 20-процентная таможенная пошлина не со стоимости ввезенной продукции, а только со стоимости исполненных работ. Основными партнерами российских ювелиров при переработке золота были Турция, Италия и Гонконг.
Толлинг давил и на мелкие полукустарные предприятия. Число ювелирных предприятий-производителей в первом полугодии 2008 года сократилось с 1464 до 1283, то есть на 12 процентов.
Речь идет как о производящих, так и о ремонтных фирмах, имеющих установленные законом лицензии и специальные клейма - именники. Одновременно сократилось число индивидуальных ювелирных мастеров - с 3479 до 3164 человек.
В ноябре постановлением правительства толлинг драгметаллов запретили. И хотя постановление вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования, оно воспринимается заводами как обнадеживающее обстоятельство. "В российской ювелирной отрасли не планируется сокращения производства. В том числе и благодаря запрету толлинга, в результате чего компании будут размещать производственные заказы в России", - считает генеральный директор Гильдии ювелиров России Валерий Радашевич.
Каков прогноз на 2009 год? В следующем году прогнозируется снижение продаж на 5-15 процентов, примерно до 4,5 миллиарда долларов. Больше всего снижение затронет бриллиантовую группу; ожидается плавное снижение на 15-20 процентов. В группе золотой бескаменки весьма вероятно плато с коридором плюс-минус 5 процентов. А в группе серебряных изделий возможен даже рост до 30 процентов.
- Снижение продаж в ближайшие один-два года - это объективная реальность, - считает Владимир Тесленко, - однако в ювелирном бизнесе важны не столько объемы продаж, сколько прибыльность, оборачиваемость капитала и срок возврата инвестиций. А по этим показателям дела в ювелирной промышленности обстоят не так уж плохо, и есть надежда, что в ближайшем будущем положение улучшится.