У России появится своя стратегия развития фармацевтической промышленности. В министерстве промышленности и торговли разработан ее проект. Что же собирается предпринять государство, чтобы стимулировать разработку и производство лекарственных средств нового поколения? Смогут ли предприятия отрасли обеспечивать потребности граждан и системы здравоохранения качественными и конкурентоспособными препаратами? Как решить проблемы подготовки кадров для нужд отечественной фармпромышленности? На эти и другие вопросы "РГ" отвечает заместитель министра промышленности и торговли Денис Мантуров.
Какие изменения ожидают фармацевтическую отрасль в ближайшем будущем?
Сейчас нашим министерством подготовлен проект стратегии развития фармацевтической промышленности до 2020 года. Документ разработан при активном участии фармпроизводителей и в тесном взаимодействии с заинтересованными ведомствами. Большая часть их замечаний и предложений уже учтена в документе. Цель документа - преодолеть технологическое отставание отечественной фармацевтики от зарубежных стран-лидеров и обеспечить тем самым национальную лекарственную безопасность. Запланированные в рамках стратегии действия направлены на стимулирование разработки и производства инновационных лекарственных средств. Мы рассчитываем не только на импортозамещающий эффект, но и на определенные экспортные перспективы российских лекарств. Ожидается, что в результате реализации стратегии доля продукции отечественного производства в общем объеме внутреннего рынка должна составить не менее 50%. При этом не менее 80% объема должно носить инновационный характер и находиться под патентной защитой. Доля экспорта должна составлять не менее 30% от общего объема производства.
Насколько остро сегодня стоит вопрос реального возрождения отечественной фармацевтической науки?
Советская наука по многим направлениям была передовой. До сих пор некоторые разработки 80-х годов не потеряли свою актуальность. Несмотря на недостаточное финансирование в 90-х годах, накопленный задел и сегодня позволяет вести исследования в тех направлениях, которые закладывают основу для создания новых технологий. Но есть одна, пока нерешенная проблема, которая препятствует нормальному развитию российской фармацевтики. Я имею в виду разрыв между фундаментальной наукой и фарминдустрией.
Да, преодоление разрыва между наукой и бизнесом - задача не из легких. Ее решением занимаются правительства всех развитых стран, которые делают ставку на инновационную экономику.
Проблема взаимодействия промышленников и ученых действительно является актуальной. Для обеспечения их эффективного взаимодействия необходимо, чтобы каждый руководитель предприятия был заинтересован в реализации проектов на основе современных отечественных научных разработок. Конечно, инновации в фармацевтике связаны со значительными финансовыми и временными затратами - на разработку нового препарата обычно уходит от 7 до 10 лет. И здесь государство готово оказывать поддержку, софинансируя подобные проекты.
Вопрос о финансировании - один из злободневных. Какие предполагается задействовать ресурсы?
Инновационные разработки нуждаются в развитом институте венчурного финансирования. Так происходит во всем мире. И чем больше будет таких компаний и фондов, тем больше интересных инновационных разработок будет доведено до стадии реального внедрения. Поэтому сегодня необходимо создание благоприятного правового поля для развития инструментов венчурного финансирования.
Кстати, в числе ожидаемых результатов от реализации стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2020 года должно стать и обеспечение дополнительных налоговых поступлений. Среди прочих статей и увеличение экспортной выручки (дохода от продаж). Помимо этого, при закупке препаратов за счет импортозамещения предполагается значительная экономия средств для бюджетов всех уровней.
Что еще предстоит "вылечить", чтобы фармацевтическая промышленность задышала легко и свободно?
Усовершенствовать нормативно-право вую среду. В частности, необходимо принять поправки к Закону "О лекарственных средствах", в том числе в целях защиты прав разработчиков новых лекарственных средств.
С какими проблемами еще сталкивается отрасль?
Серьезную озабоченность вызывает кадровая ситуация. Дело в том, что из-за отсутствия масштабного спроса со стороны промышленности сегодня практически отсутствует подготовка высококвалифицированных кадров.
Чрезвычайно низкий уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава тоже играет свою негативную роль. Все это приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие сферы деятельности, а то и вовсе за границу. Поэтому необходима срочная модернизация системы подготовки специалистов в области разработки и производства лекарственных средств.
В настоящее время фармацевтические компании во всем мире сталкиваются с возрастающей конкуренцией на рынке. Это заставляет их искать принципиально новые модели развития, новую философию существования в меняющейся системе здравоохранения, новые принципы взаимоотношений на рынке.
Рост мирового промышленного производства лекарственных средств в течение последних 20 лет отличается стабильно высокими темпами по сравнению со всей мировой промышленной отраслью и ее химическим сектором, превышая последние соответственно в 4-5 и 3 раза.
И еще немного цифр: инвестиции в инновации фарминдустрии мира составляют более 20 процентов всех инвестиций в инновационное развитие планеты. Во многих странах растут расходы на новые высокопроизводительные исследовательские платформы. Причем это касается всех этапов открытия и разработки новых лекарств.
Досье
Мантуров Денис Валентинович родился 23 февраля 1969 года в Мурманске.
В 1994 году окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, специальность - "Социология", в 1997 году - окончил аспирантуру МГУ, кандидат экономических наук.
2000-2002 гг. - докторантура Московского авиационного института.
В 2006 году окончил Российскую академию государственной службы при президенте РФ, специальность - "Юриспруденция".
1998-2000 гг. - заместитель генерального директора ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод".
2000-2001 гг. - коммерческий директор ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля".
2001-2003 гг. - заместитель председателя ФГУП "Государственная инвестиционная корпорация" (Госинкор).
С 2003 г. - сентябрь 2007 г. - генеральный директор ОАО "ОПК "Оборонпром".
11 сентября 2007 года распоряжением правительства РФ назначен заместителем министра промышленности и энергетики РФ.
19 мая 2008 года распоряжением правительства РФ назначен заместителем министра промышленности и торговли РФ.
Эльвира Набиуллина, министр экономического развития РФ:
- К 2020 году 40-50 процентов российских предприятий должны работать на инновационных технологиях. Затраты на наукоемкую продукцию вырастут почти в три раза, и половина расходов придется на частный сектор.
К 2020 году ожидается:
1. Увеличение обеспеченности населения, учреждений системы здравоохранения и Вооруженных сил РФ лекарственными средствами отечественного производства.
2. Повышение конкурентоспособности отечественной фармацевтической промышленности путем гармонизации российских стандартов по разработке и производству лекарственных средств с международными требованиями.
3. Стимулирование разработки и производства инновационных лекарственных средств и поддержка экспорта российских лекарств, в том числе за счет выработки дополнительных механизмов финансирования оригинальных разработок.
4. Защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и выравнивание условий доступа на рынок для отечественных и зарубежных производителей.
5. Осуществление технологического перевооружения российской фармацевтической отрасли.
6. Совершенствование системы подтверждения соответствия качества лекарственных средств, включая меры по устранению избыточных административных барьеров по регистрации отечественных лекарств и обеспечение надлежащего контроля за их качеством.
7. Совершенствование системы подготовки специалистов для фармацевтической промышленности, в том числе создание новых программ обучения в соответствии с международными стандартами
Реализация стратегии принесет:
1. Увеличение доли продукции отечественного производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке до 50% в стоимостном выражении к 2020 году.
2. Изменение номенклатуры производства лекарственных препаратов, произведенных на территории Российской Федерации, в том числе увеличение доли инновационных препаратов в портфелях локальных производителей до 75% в стоимостном выражении.
3. Увеличение экспорта фармацевтической продукции в 8 раз по сравнению с 2008 годом.
4. Обеспечение лекарственной безопасности Российской Федерации согласно номенклатуре стратегически важных лекарственных средств и вакцин.
5. Стимулирование организации производства фармацевтических субстанций на территории Российской Федерации в размере, необходимом для обеспечения выпуска 50% готовых лекарственных форм в денежном выражении
Из них около 950 миллиардов рублей было направлено из госбюджета
В России работает около 4 тысяч исследовательских и конструкторских организаций, вырабатывающих солидный НИОКР.
Ежегодно Роспатент регистрирует порядка 30 тысяч изобретений
Динамика роста производства фармацевтической продукции в январе-октябре 2008 года составила 99 процентов к соответствующему периоду 2007 года. Произведено лекарственных средств на сумму 60,2 миллиарда рублей