24.12.2008 09:00
Экономика

Владимир Путин: Поставщики "голубого топлива" должны установить правила игры

Поставщики "голубого топлива" должны установить правила игры, считает Владимир Путин
Текст:  Пьер Сидибе
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4819)
Читать на сайте RG.RU

Во вторник глава правительства Владимир Путин своим выступлением повысил статус форума стран - экспортеров газа, не назвав, однако, обновленную организацию картелем. Хотя тот факт, что ФСЭГ, министерская встреча которого прошла вчера в Москве, будет определять "правила игры" на газовом рынке, обретет дипломатический статус в России и устав и создаст собственную штаб-квартиру, говорит о многом.

Впрочем, газовые амбиции премьер Владимир Путин не скрывал: эпоха дешевых энергоносителей заканчивается, на смену идет единое и жесткое регулирование рынка "голубого топлива". По мнению Путина, укрепление сотрудничества производителей газа отражает их естественное стремление сделать рынок более предсказуемым, снизить уровень существующих здесь рисков.

- На наш взгляд, Форум стран - экспортеров газа должен стать постоянно действующей организацией со своим уставом и штаб-квартирой. Структурой, которая будет представлять интересы производителей и экспортеров газа на международной арене. Выражать согласованную позицию его членов по наиболее важным вопросам текущего состояния и перспектив развития газового рынка, - уверен премьер.

Путин сослался на утвержденную ООН в 1974 году Хартию экономических прав и обязанностей государств, где прописано право стран-производителей на объединение. Право, которое было реализовано вчера окончательно. Ведь в московской встрече участвовали министры энергетики России, Ирана, Катара, Алжира и т.д. - всего представители 12 стран. Любопытно, что от участия в работе форума отказались или не смогли по тем или иным причинам приехать энергодеятели из Малайзии и ОАЭ. Впрочем, только Россия вкупе с Ираном и Катаром обладают 60% мировых запасов газа, и это, в частности, позволяет говорить о естественном формировании "газовой тройки". В рамках этой субструктуры лидеры неформально обсуждают, например, разработку газового месторождения "Южный Парс" - богатейшие запасы располагаются в Персидском заливе, в территориальных водах Ирана и Катара.

Во всяком случае производители, равно как и потребители, так или иначе будут объединяться, чтобы контролировать процессы ценообразования. И последние постараются воспрепятствовать единству первых. Так, Энергетическая хартия ЕС борется за открытые и конкурентные рынки, таким образом становясь противовесом ФСЭГ. За океаном тоже потеряли покой из-за газового картеля. Так, в 2007 году, когда речь впервые зашла о формировании подобного клуба, конгресс США большинством голосов одобрил законопроект, объявляющий незаконным создание любых картелей по типу ОПЕК. Закон назвали категорично - НОПЕК, что означает No Oil Producing&Exporting Cartels Act. В обоих случаях европейские и американские политики беспокоятся о так называемой энергетической безопасности. Российскому премьеру же видится в такой решительной постановке вопроса "лишь желание отдельных стран, которые не располагают собственными запасами углеводородного сырья и их резервируют на будущее, получить особый преференциальный доступ к чужим ресурсам".

Правда, как отмечают эксперты, устанавливать монопольно высокие цены у газового клуба все равно не получится - доля США в мировой добыче составляет 20% плюс 6%, которые дает ближайший союзник - Канада. Кроме того, механизм ценообразования ОПЕК заключается в квотировании нефтедобычи, а производители газа строят бизнес на основе долгосрочных контрактов, где есть четкие обязательства потребителя и поставщика. И, наконец, газовое ценообразование привязано к нефтяному - так говорил Путин.

- Тот факт, что производители и экспортеры газа в последнее время уделяют повышенное внимание развитию партнерства на глобальном газовом рынке, не должен никого удивлять. И не нужно здесь искать какие-то подводные камни, - заявил российский премьер.

По мнению Владимира Путина, производитель газа, как и его потребитель, должен быть уверен в завтрашнем дне, "здесь какой бы то ни было энергетический эгоизм недопустим, ответственность должна быть взаимной". Странам-транзитерам в свою очередь следует обеспечить бесперебойную работу инфраструктуры и исключить любые риски. Очевидно, заявил глава правительства, что необходимы совместные усилия всех заинтересованных сторон, чтобы сделать регулирование более устойчивым и "установить "правила игры", которые гарантированно не будут меняться в обозримом будущем".

Тем более в самом скором времени имеющиеся месторождения иссякнут и понадобится разрабатывать новые, а они залегают преимущественно вдали от ведущих центров потребления. Так, например, по словам Путина, "инвестиции России на освоение таких регионов, как полуостров Ямал, шельф северных морей, и создание газотранспортной инфраструктуры исчисляются десятками миллиардов долларов".

В заключение речи премьер сменил решительный стиль выступления и обратился к участникам с просьбой разместить штаб-квартиру ФСЭГ в Петербурге, пообещав, что в случае согласия Россия возьмет на себя все расходы по ее содержанию. "Мы согласимся с любым вашим решением, будем здесь гибкими и присоединимся к большинству. И вместе с тем от имени правительства РФ хочу сказать, что, если вы сочтете возможным, мы будем рады принять эту организацию в РФ и готовы предоставить один из красивейших городов Европы и мира - Петербург", - произнес Владимир Путин и мгновенно покинул зал. Это было настолько неожиданно для всех, что несколько минут оставшиеся участники просто молчали, напоминая только что осиротевших детей.

Макроэкономика Нефть и газ Председатель Правительства