24.12.2008 04:45
Власть

Для стабильной работы завода "Звезда" по ремонту атомных подводных лодок необходимы зарубежные инвестиции

Для стабильной работы завода "Звезда" необходимы зарубежные инвестиции
Текст:  Константин Лобков (Приморский край)
Российская газета - Приморский край: №0 (4819)
Читать на сайте RG.RU

На оборонном предприятии атомные подводные лодки утилизируют не только по оборонному заказу, но и благодаря договоренности с другими странами.

Проблема международного сотрудничества по утилизации радиационно опасных объектов в последние годы находится в центре внимания многих ученых и специалистов. Уже есть заметные сдвиги в этом направлении. Можно обратиться к опыту безопасного вывода из строя отслуживших свой срок на Тихоокеанском флоте атомных подводных лодок (АПЛ) и их утилизации в Большом Камне.

За минувшее десятилетие после принятия правительством России специальной целевой программы из 75 подлодок в регионе осталось только 10, в том числе две в аварийном состоянии. 44 АПЛ были утилизированы именно на "Звезде", причем большинство - за счет государственных средств.

- Огромную помощь приносит нам плодотворное сотрудничество со странами, заинтересованными в экологической безопасности региона, - сказал корреспонденту "РГ" заместитель директора завода Александр Киселев. - Благодаря финансированию из США программы "Совместное уменьшение угрозы" было утилизировано 13 атомоходов. По другому проекту с японцами - три (и остается в силе контракт еще на две подлодки). "Разделку" одной АПЛ совместно с Японией профинансировали Австралия и Южная Корея. Есть контракт с министерством иностранных дел и международной торговли Канады на утилизацию двух атомоходов с ядерным реактором на борту. Уже принято решение на заключение следующего контракта с этой же страной.

Начинается трудоемкий процесс утилизации АПЛ с доставки выведенных из эксплуатации лодок на завод. Чтобы отбуксировать сюда эдакую атомную махину, скажем, с Камчатки или с Хабаровского края, проводится целый комплекс технических мероприятий. При этом обеспечивается, прежде всего, безопасность плавания.

"Разделку" одной АПЛ совместно с Японией профинансировали Австралия и Южная Корея

Самое главное - на месте грамотно выгрузить из реактора отработанное топливо, удалить радиоактивные отходы, выполнить дренаж теплоносителя. Облученное топливо размещается в контейнерах в специальном береговом комплексе, который заводчанам из Большого Камня помогли в свое время построить американцы. Жидкие радиоактивные отходы перерабатываются, а полученный состав переводится в твердое безопасное состояние (цементируется в специальных бочках, которые хранятся в здешнем хранилище). Только после всего этого подводный корабль передается в цех на утилизацию.

- Мы контролируем радиоактивный фон, - сказал корреспонденту "РГ" заместитель начальника управления завода по утилизации Александр Пивцаев. - Каждый этап работ по разделке подводных атомоходов выполняется строго в соответствии с нормативными требованиями. К тому же, контроль за утилизацией осуществляет центр госсанэпиднадзора. Что касается находящихся в бухте объектов - так сказать, продуктов этой утилизации, - это очень важный вопрос. Если, к примеру, произойдет затопление такого блока, то появится реальная радиационная угроза для окружающей среды. Так что ожидаемый комплекс сухого хранения, где части атомохода могут храниться столетиями, нас очень выручит.

Тревогу сегодня вызывают две аварийные АПЛ. Их плавучесть поддерживается нештатными средствами - понтонами и системой поддува балластных цистерн.

- Необходимо учитывать, что потенциальная радиационная опасность при хранении этих аварийных лодок продолжает оставаться, - сказал корреспонденту "РГ" Александр Киселев. - И вероятность аварии неуклонно возрастает, поскольку идет постоянная коррозия металла. Поэтому проблему обеспечения экологической безопасности АПЛ необходимо разрешить в ближайшее время. Вопрос можно решить, разместив подлодки на специальной платформе.

Такой проект требует немалых капиталовложений. Ведь для его реализации нужно сделать понтоны для каждой аварийной АПЛ, завести атомоходы в плавучий док, произвести "разрезку" кораблей и подготовить их к долговременному хранению. Хотя поддержка такого проекта со стороны стран международного сообщества может существенно ускорить решение актуальной для всего региона проблемы.

Добавим, что свою обеспокоенность сложившимся положением с утилизацией атомоходов на приморских предприятиях не раз высказывали экологи и общественность края. Трагедия, которая произошла в 1985 году в бухте Чажма, когда случилась авария ядерной установки на одной из подлодок и погибли люди, оставляет ситуацию крайне злободневной.

Между тем

В соответствии с новой редакцией федерального закона и постановлением правительства по радиологическим чрезвычайным ситуациям местного или регионального масштаба должны приниматься на местном уровне. Поэтому в регионах, где есть объекты использования атомной энергии и, соответственно, есть потенциальная опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, необходимо создавать системы реагирования на ЧС.

Армия Приморский край Дальний Восток