Городская Дума утвердила генеральный план развития Воронежа до 2020 года. Эпохальное событие для областного центра, который почти полтора десятилетия жил в отсутствие стратегического документа.
Действие старого плана закончилось еще в середине 90-х годов прошлого века. Все это время воронежское градостроительство фактически происходило стихийно. Вряд ли кто может определить размеры ущерба, нанесенного городской среде хаотичной и зачастую варварской застройкой, но не приходится сомневаться: счет идет на миллиарды. К примеру, на тех площадках, где по всем правилам должна быть транспортная развязка, построили (разумеется, не без молчаливого одобрения властей) жилые комплексы, лишив таким образом мегаполис резерва для развития улично-дорожной сети. Последствия налицо: Воронеж, как справедливо отмечают специалисты, близок к транспортному коллапсу.
Новый генплан разрабатывали несколько лет. Последние года полтора его изучали и вносили свои предложения различные ведомства и организации. Также во всех районах города прошли публичные слушания.
Принципиальное отличие нового плана от старого в том, что последний разрабатывался с учетом директивно-социалистического метода хозяйствования, а в нынешнем градостроительном документе во главу угла поставлены координирующая, регулирующая и ограничительная функции. Программа-максимум - создать комфортную среду обитания для горожан и благоприятные условия для экономического развития мегаполиса.
В плане Воронеж четко поделен на зоны: жилые (12 процентов городской территории), общественно-деловые (2 процента), рекреационные, в том числе - пригородные леса (48), и даже спецзоны - режимные объекты, полигоны ТБО, кладбища. Предполагается, что вредные для окружающей среды предприятия (к примеру, мясокомбинат) будут "передислоцированы" из центра города в промышленные "округа".
Город будет развиваться в Северном, Юго-Западном и Восточном направлениях: земельный резерв - около шести тысяч гектаров. Акцент сделан на развитие территорий с ветхим жилфондом и частным сектором.
Воронеж образца 2020-го года не станет городом небоскребов - сохранит свой, по словам специалистов, "европейский" облик. Большая часть - 64 процента - домов будут шести-девятиэтажными, 25 процентов - трех-четырех, и только 10-ю часть жилфонда составят "шестнадцатиэтажки". Предполагается, что за 12 лет обеспеченность горожан жильем вырастет до 30-40 квадратных метров (сегодня - меньше 18). И это с учетом увеличения городского населения с нынешних 900 тысяч до миллиона "с хвостиком".
В транспортном разделе упор делается на то, чтобы разгрузить исторический центр от транзитного потока автомобилей: предусмотрено строительство разного рода колец, полуколец и улиц-дублеров. Хотя, по мнению главного областного архитектора Леонида Яновского, "транспортная составляющая генплана изложена несколько аморфно - особенно в части инфраструктурного развития".
Несмотря на то, что проект генплана одобрили профильные комиссии, на заседании Думы утверждение судьбоносного документа сопровождалось бурными дебатами. Правда, оппоненты не столько высказывали претензии к содержанию генплана, сколько критиковали нынешнюю градостроительную ситуацию: когда под топор идут парки и скверы, когда на ползущем склоне Базарной Горы строят 30-этажный дом, когда уродливые здания-исполины закрывают видовые места. Было даже предложено ввести мораторий на корректировки территориального зонирования, поскольку всякий раз, когда случаются такого рода "поправки", Воронеж теряет очередную зеленую зону.
Как бы то ни было, большинством голосов депутаты утвердили генеральный план развития Воронежа до 2020. Согласно законодательству в течение трех месяцев в "его продолжение" необходимо принять Правила землепользования и застройки, а также "усовершенствованную" карту градостроительного зонирования.
Андрей Померанцев, зампредседателя комиссии гордумы по территориальному самоуправлению, законности, связям с общественностью:
- Я пытался узнать, что изменилось в генплане по результатам публичных слушаний. И, насколько понял из ответа вице-мэра по градостроительству, в документе учли замечания строительных организаций, но не общественности.
Петр Михин, архитектор, председатель комиссии гордумы по градостроительной деятельности и земельным отношениям:
- Документ разрабатывался с участием лучших проектных организаций страны, и все указанные в нем расчетные параметры соответствуют нормативам. Да, в генплане есть недостатки, но не намеренные: все дело в некой отсталости российских градостроительных стандартов от мировых. В любом случае нельзя было и дальше оттягивать принятие документа. Хотя лично у меня вызывает беспокойство финансово-экономический аспект его реализации.
Сергей Колиух, мэр Воронежа:
- Сделан первый шаг по наведению порядка в градостроительстве. Мы учли все замечания - и жителей, и общественных организаций. Генплан хотя и стратегический документ, но не догма: если жизнь потребует внести в него изменения, нам не возбраняется это сделать.