24.12.2008 03:00
Власть

Уходящий год запомнился американцам победой Обамы на выборах и экономическим кризисом

Текст:  Николай Злобин (директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности, США)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4819)
Читать на сайте RG.RU

Мир продолжает подводить итоги года и строить прогнозы на 2009-й, по всем признакам обещающий быть тяжелым и неспокойным. Американцы активно готовятся к католическому Рождеству, которое для большинства из них является главным праздником года. Магазины в США увеличили свои рабочие часы до предела. Они открыты с раннего утра до позднего вечера, пытаясь привлечь покупателей, которые в этом сезоне относятся к своим расходам крайне осмотрительно и не спешат тратить, как обычно, тысячи и тысячи долларов на праздничные подарки, пока не убедятся, что они нашли понравившийся им товар с максимально возможной скидкой.

Количество рекламы, купонов и листовок для покупки чего-либо со скидкой и привлекательных предложений в обычной почте выросло до предела. В некоторые дни они составляют до 80 процентов ежедневной доставки, не говоря уже про электронную почту, радио и телевидение, забитые такими соблазнительными предложениями, что хочется сразу взять в руки трубку и кредитную карточку, чтобы позвонить по предлагаемому номеру и что-нибудь купить. Скидки действительно производят сильное впечатление, тем более в сочетании с уже заметно понизившимися ценами на многие товары. В ход опять пошли беспроцентные кредиты для покупки автомобилей, предложения купить машину сейчас, а начать платить за нее через три года, и т.д. Пока наибольшее впечатление на меня произвело предложение ряда крупных автомобильных дилеров: "Купи одну машину, получи вторую - такую же по цене или меньше - бесплатно".

Да что там американцы! Как всегда, в предпраздничный сезон в этом году практически невозможно забронировать гостиницу в Нью-Йорке из-за наплыва иностранцев, стремящихся сюда за покупками. Уже давно известна простая арифметика элиты разных стран мира - гораздо дешевле прилететь сюда, остановиться в нью-йоркской гостинице и посвятить несколько дней активному шопингу в главном торговом городе мира, чем покупать подобные товары с тройными и более наценками у себя дома, в том числе в Москве, только после возвращения из которой реально понимаешь, насколько жизнь в Америке дешевле, а цены - адекватней. Толпы иностранцев каждый год в декабре ходят по Манхэттену, нагруженные пакетами с эмблемами крупнейших торговых фирм Америки, а потом выстраиваются с чеками в руках в аэропортах для получения назад налогов на продажи, которые они были вынуждены оплачивать в магазинах.

Однако нынешние праздники все-таки проходят не так безоблачно, как год-два назад. Экономический кризис не мог не сказаться на Америке. На улицах заметно меньше декораций и праздничных елок. Корпоративные вечеринки проходят гораздо скромнее, чем год назад. Очень большое число американцев - свыше 60 процентов - в это Рождество решили не путешествовать даже для того, чтобы провести его в кругу родственников. Хотя стоимость бензина и упала до уровня 2002 года. Слишком много людей с тревогой ждут биржевых новостей, с ужасом наблюдая, как тают их пенсионные и медицинские накопления, деньги, откладываемые на обучение детей и покупку нового дома. Конечно, американцы в отличие от россиян с детства воспитаны на принципах рыночной экономики, то есть в готовности к кризисам и потерям. Их кризисная психика гораздо более устойчива и менее подвержена панике, хотя размер нынешних экономических трудностей пугает даже видавших виды представителей среднего класса, не говоря уже про малообеспеченные группы населения.

Кризис отразился на спросе. Среди телевизионной рекламы, например, особое место заняли ролики юристов, предлагающих свои услуги по защите прав работников, уволенных с нарушениями законодательства, или вкладчиков, потерявших свои деньги в результате банковских просчетов, а то и махинаций. Все чаще можно видеть рекламы врачей, особенно психотерапевтов, обещающих снять стресс, связанный с потерей работы или денег, а также многочисленных медицинских страховых компаний, предлагающих американцам, потерявшим страховки вместе с работой, застраховаться со скидкой у них, и т.д. Кризис - время расцвета закусочных фастфуда и сетей дешевых ресторанов, которые имеют возможность получить клиентов, обычно обходящих их стороной.

Но американцы по природе своей оптимисты и уверены, что, даже если Америка и начала первой погружаться в пучины экономического кризиса, выберется она из нее также первой и окажется потом в гораздо лучшем положении, чем некоторые другие страны, лидеры которых недавно с удовлетворением намекали на конец американского столетия. Победа Барака Обамы значительно добавила американцам оптимизма, даже тем, кто голосовал против него. Инаугурация президента Обамы, которая состоится 20 января 2009 года, может превратиться в мощную демонстрацию американского оптимизма и веры в будущее. На нее планируют съехаться тысячи и тысячи людей со всей страны. Гостиницы Вашингтона будут не в состоянии справиться с таким наплывом. Поэтому многие вашингтонцы планируют сдать на этот день свои квартиры и дома для желающих посмотреть на вступление в должность нового президента, чтобы заработать на этом событии.

Вашингтон переживает бурные времена массового переезда. Одна администрация пакует коробки и чемоданы, освобождает офисы, съемные квартиры и разъезжается по родным штатам. Тысячи новых сотрудников команды Барака Обамы со всей страны уже загрузили столичных агентов по недвижимости своими требованиями к жилью для себя. В столице США одним из самых успешных и устойчивых бизнесов уже много десятилетий является помощь при переезде, а также производство картонных коробок и ящиков для паковки вещей и документов. С каждыми выборами - президентскими или парламентскими - через город проходит большая волна отъезда-приезда. В эту зиму волна обещает быть особенно большой. Поэтому падения цен на недвижимость тут не наблюдается.

Средства массовой информации и информационные агентства составляют списки главных мировых событий уходящего года. В них обязательно на первых местах стоят победа Барака Обамы на президентских выборах в США и глобальный экономический кризис. Как будто специально эти два события сталкиваются во всех рейтингах сегодня, с тем чтобы побороться за лидерство в рейтингах 2009 года. Барак Обама победит экономический кризис или этот кризис сведет на нет все ожидания и надежды, которые во всем мире вызвала его победа? В большинстве рейтингов года также присутствуют уже шестилетняя война в Ираке и летняя Олимпиада в Пекине, террористические акты в Индии в ноябре и землетрясение в Китае в мае, российско-грузинская война в августе и "американские горки" цен на нефть в течение всего года.

Простым американцам уходящий год еще запомнился олимпийскими победами пловца Майкла Фелпса и арестом губернатора штата Иллинойс Рода Благоевича, подозреваемого в попытке продажи места Обамы в сенате. Запомнился отставкой губернатора штата Нью-Йорк Элиота Спитцера, уличенного в связях с проституткой, и тяжелейшей болезнью сенатора Теда Кеннеди, ведущей его к уходу из политики, и многими другими событиями. Что из этого останется в прошлом, а что перейдет по наследству в новый год, во многом определит то, каким он будет в Америке и во всем мире.

Позиция США