25.12.2008 04:00
Экономика

Арктика может стать зоной активного судоходства

Арктика может стать зоной активного судоходства
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4820)
Читать на сайте RG.RU

Вся арктическая зона может превратиться в открытую воду из-за глобального потепления, и иностранные судоходные компании смогут использовать Северный морской путь. И здесь Россия должна отстаивать свои интересы, заявил вчера вице-премьер Сергей Иванов на заседании Морской коллегии.

На островах надо строить метеостанции, пункты спасения, уточнил он. Сергея Иванова, который возглавляет Морскую коллегию, поддержал главком Военно-морского флота Владимир Высоцкий. Он отметил, что необходимо в ближайшее время создать систему контроля за воздушным и судоходным движением в этом регионе. А министр транспорта Игорь Левитин проинформировал, что будет уделяться внимание и морской инфраструктуре при освоении континентального шельфа. Например, планируется строительство государственного флота, в том числе и спасательных судов.

Скорее всего, все это будет осуществляться в рамках Стратегии развития морской деятельности до 2020 года. За основу этот документ уже принят, окончательный вариант намечено утвердить в третьем квартале 2009 года.

В ближайшее время будет вынесен на суд правительства важный документ - "О порядке ведения Реестра морских портов РФ". Он позволит ввести новую общедоступную форму учета информации о морских портах с указанием новых технических характеристик, их возможностей по обслуживанию судов и перевалке грузов. Будут в реестре и сведения об операторах морских терминалов.

По словам министра, возникли проблемы после принятия закона "О морских портах". Рос имущество должно передать Рос морречфлоту все имущественные портовые вопросы на море. Однако при подготовке соответствующих документов возникают разногласия. Игорь Левитин намерен вынести этот вопрос на обсуждение правительства.

Сергей Иванов поинтересовался, как идет процесс определения границ портов. Ведь здесь сталкиваются интересы и пограничников, и таможни, и самого порта. Пока, как выяснилось, утверждены границы пяти морских портов. И согласованы еще 24. Если Роснедвижимость работает оперативно, то с Росводресурсами по согласованию возникают недоразумения. Игорь Левитин отметил, что несмотря на это на подходе документы по границам еще 27 портов.

Как известно, для развития Дальнего Востока было решено развивать в регионе портовые особые экономические зоны. Однако, по мнению Сергея Иванова, даже с первой такой зоной возникают проблемы. В Хабаровском крае было принято решение организовать в особой зоне и судостроительные, и рыболовные цеха, но минэкономразвития пока не подготовил необходимых документов. Присутствовавший на коллегии глава МЧС Сергей Шойгу предложил отдать этот вопрос или минобороны, или минтрансу. Сергей Иванов поддер жал второй вариант.

По его мнению, в первом квартале следующего года надо подготовить постановление правительства по организации этой портовой зоны. Сергей Иванов считает, что необходимо сначала организовать одну портовую зону, а потом уже заниматься другими. Он не исключил возможность, что по хабаровской портовой зоне, как экспериментальной, будет принят специальный закон.

Водный транспорт Вице-премьеры