29.12.2008 02:00
Культура

Алексей Ратманский: Остаюсь русским всегда, до кончиков пальцев

Большой театр посвятил гала Алексею Ратманскому
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4822)
Читать на сайте RG.RU

Как известно, хореограф Алексей Ратманский 31 декабря покинет пост художественного руководителя балета Большого театра и с нового года начнет курировать знаменитую труппу ABT (Американский балетный театр) в Нью-Йорке.

Провожая за океан своего балетного шефа, сумевшего в рекордные сроки (за пять лет) вернуть балету Большого титул ведущей труппы мира, способной отныне восхищать не только раритетной классикой, но и актуальной хореографией, Большой театр устроил грандиозный Ратманский-гала на Новой сцене. В прощальном вечере приняли участие звезды Большого и Мариинского театров, New York City Ballet и Тбилисского театра оперы и балета. А накануне "Российская газета" пригласила Алексея Ратманского на "деловой завтрак".

Российская газета: Могли вы представить пять лет назад подобное гала на сцене Большого театра, где наряду с Мариусом Петипа труппа сверкает в хореографии Ноймайера, Уилдона, Тарп?

Алексей Ратманский: Во-первых, мне хочется сказать огромное спасибо Большому театру, что они это устроили. Мне было важно показать ретроспективу того, что труппа сделала. В репертуаре Большого появилось 30 новых названий, но вместить фрагменты всех их в программу, конечно, было невозможно. Мы взяли лишь некоторые названия, пригласили гостей. Участие Нины Ананиашвили - сенсация. Она блистала на сцене Большого, и у нее до сих пор здесь море поклонников. Но сегодня она приезжает к нам как художественный руководитель балета Тбилисского театра оперы и балета, жена министра иностранных дел Грузии. Нина танцует фрагмент из балета "Леа", который я специально ставил для нее. Из Нью-Йорка в номер из "Золушки" пригласил мариинскую балерину Диану Вишневу, с которой давно работаю с огромным удовольствием. Изумительную Венди Виллан и Крейга Холла - звезд New York City Ballet позвал в дуэт из балета Кристофера Уилдона. Сергей Филин, руководящий теперь труппой Театра Станиславского и Немировича-Данченко, выступает во фрагменте из "Светлого ручья". Ну и, конечно, основные участники гала - звезды Большого: Светлана Захарова, Андрей Уваров, Дмитрий Гуданов, Наталья Осипова, Иван Васильев, Андрей Меркурьев. Всех даже не назову.

РГ: В этом году вас зазывали несколько театров: Большой желал продлить с вами контракт, ждали New York City Ballet, Мариинский. Но вы выбрали ABT. Чем мотивировали решение?

Ратманский: В какой-то степени интуицией. Кроме того, график работы в ABT, где я занят только 20 недель в году, дает большую свободу перемещения. А мне чрезвычайно интересно приезжать в разные труппы, смотреть новых артистов, выбирать тех, с кем я хотел бы работать дальше. Для меня этот опыт как для постановщика очень важен.

РГ: С российской сценой у вас тоже связаны планы?

Ратманский: В феврале у меня премьера в Мариинском - "Конек-Горбунок" Щедрина. Самое главное - обойтись без пафоса. И в XIX, и в ХХ веках была профессия - гастролирующий балетмейстер. Таким путем, кстати, и русский танец развивался, а потом распространялся в мире. Хореограф ставит в Петербурге, потом в Лондоне, потом в Штутгарде. Это работа. Все равно я остаюсь русским всегда. До кончиков пальцев.

Полный отчет о "Деловом завтраке" с Алексеем Ратманским читайте

в первых номерах после Нового года

Театр