30.12.2008 04:10
Экономика

В Воронежской области инвесторы подстегивают процесс купли-продажи земель сельхозназначения

Совладельцам земельных участков непросто найти общий язык
Текст:  Лариса Карташова (Воронеж)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (4823)
Читать на сайте RG.RU

Четвертая часть обращений воронежцев в органы ФРС так или иначе связана с регистрацией прав на участки. На самые злободневные "земельные вопросы" отвечает руководитель управления Росрегистрации по Воронежской области Инна Демидова.

Российская газета: Землеоборот - своего рода показатель экономической активности. Каковы его масштабы в Воронежской области?

Инна Демидова: Процесс купли-продажи и аренды земель сельхозназначения с каждым годом идет интенсивнее. За десять лет было зарегистрировано около 61 процента земельных долей, выделенных в результате реорганизации колхозов и совхозов (в общей сложности - 450 тысяч). Наиболее активно сделки заключаются последние три года. Людей подстегивало требование закона об обороте земель сельхозназначения, согласно которому договоры аренды необходимо было привести в порядок до 1 января 2009-го (недавно Госдума продлила этот срок на два года). Кстати, передача в аренду - 85 процентов от общего количества сделок с земельными долями. Что касается продажи паев, то они составляют пять процентов.

Интенсивный землеоборот происходит в Хохольском, Семилукском, Нижнедевицком районах. Это объясняется приходом инвесторов и необходимостью формировать участки для размещения производств.

РГ: 61 процент зарегистрированных долей - это много или мало?

Демидова: К примеру, в Самарской области зарегистрирован весь земельный массив. Но в сравнении с соседними регионами у нас хорошие показатели. Следует учесть, что Воронежская область - аграрная: здесь большая доля земель сельхозназначения.

РГ: Были случаи, когда зарегистрированная сделка оспаривалась в суде?

Демидова: Несколько дел рассматривается, но решений, вступивших в силу, пока нет. В большинстве случаев земельные споры возникают между совладельцами. Пайщикам, которых на одном участке бывает по сто и более, непросто собраться вместе, еще сложнее - договориться. Например, в Калаче идет спор между лицом, заключившим договор на аренду участка, и другим кандидатом в арендаторы. У обоих есть сторонники среди владельцев паев - поэтому трудно сказать, чем закончится тяжба. В Бобровском районе в результате реорганизации колхоза и совхоза возникла территориальная путаница. Участками, расположенными на территории одного района, распорядилась администрация другого. Судебный спор продолжался почти два года, однако до сих пор ни одна из сторон не обжаловала наше решение об отказе в регистрации.

РГ: Областная дума выступила с законодательной инициативой - территориально ограничить место общего собрания собственников земельного участка, которые зачастую проводятся за пределами села, близ которого расположен массив. Таким образом, от участия в собрании автоматически отсекаются малообеспеченные граждане. Насколько, по вашему мнению, целесообразна эта поправка?

Демидова: Считаю, что эта инициатива правильная. Территориальное ограничение целесообразно ввести не только в части проведения собраний совладельцев, но и по реализации конкурсного имущества во время процедур банкротства. Нередки случаи, когда имущество находится на территории Воронежской области, а торги проходят в Москве. Такой порядок не устраивает многих, в том числе налоговую службу. Однако законодательного решения проблема пока не получила. Хотя было бы логично прийти к "общему знаменателю" с регламентом в судебной системе. Согласно ему, разбирательства, связанные с недвижимостью, проводятся по месту ее нахождения.

РГ: Закон предоставляет региональным властям приоритетное право выкупа земель сельхозназначения. В бюджете-2008 на это впервые заложены средства. Удалось ли обладминистрации стать игроком на земельном рынке?

Демидова: Возможно, такие сделки были, но к нам на регистрацию документы не поступали.

Воронежская облдума приняла закон, определяющий максимальные ставки на межевые работы. Однако землеустроители нашли способы завысить расценки

РГ: В октябре вступил в силу закон, упрощающий процедуру отказа от права собственности на землю. Увеличилось ли количество "отказников"?

Демидова: Раньше, чтобы отказаться от земельного участка (давно заброшенного, за который, однако, приходится платить налог), его нужно было поставить на учет как бесхозяйный. В течение года право собственности в судебном порядке переходило к муниципальному образованию.

Теперь человеку достаточно обратиться в управление Росрегистрации с правоустанавливающим документом и написать заявление об отказе. Правда, под упрощенную процедуру подпадают только участки, свободные от строений. Отчуждение права собственности оказалось востребованной услугой - люди стали обращаться значительно чаще.

РГ: Как в регионе идет "дачная амнистия"?

Демидова: Зарегистрировано около 43 тысяч объектов недвижимости (дачные участки, садовые домики). Это хороший показатель. Тем более что регистрация прав происходит в заявительном порядке. Если человеку не нужно продавать или сдавать в аренду недвижимость, то у него не возникает необходимости воспользоваться "дачной амнистией". Особых проблем в ее реализации нет: механизм отлажен. Разве что садоводы по-прежнему жалуются на высокую стоимость кадастровых работ. Хотя Воронежская облдума одной из первых в России приняла закон, определяющий максимальные ставки на межевание, землеустроители нашли способы завысить расценки.

РГ: Недавно вышел указ президента, согласно которому ФРС, Роснедвижимость и Роскартография должны стать единым ведомством. Как это скажется на потребителях госуслуг?

Демидова: Сегодня бюджетные деньги тратятся на ведение двух параллельных реестров: земельного кадастра Роснедвижимости и Единого государственного реестра Росрегистрации. В них есть описания объектов недвижимости и данные о правообладателях. С точки зрения оптимизации работы слияние выглядит оправданным и логичным. И для граждан, которые вынуждены обращаться в одно, а затем в другое ведомство, получение услуг существенно упростится. А наше ведомство теперь получит название Федеральная регистрационная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Кстати

В нынешнем году в воронежском управлении ФРС заработал многоканальный телефон (8 4732 77-20-03), по которому можно получить информацию о регистрации прав на объекты недвижимости: перечне документов, размере государственной пошлины, времени приема и выдачи документов. С октября "компетенция" автоответчика расширилась - теперь заявитель может узнать, на какой стадии оформление документов по его делу. В конце декабря в управлении заработал "телефон доверия" (8 4732 610-190). По нему можно сообщить о фактах коррупции.
 

Земля Воронеж Центральная Россия