30.12.2008 03:00
Экономика

Российский турбизнес в 2009-м почувствует себя лучше мирового

Российский турбизнес в 2009-м почувствует себя лучше мирового
Текст:  Алексей Морозов
Российская Бизнес-газета - : №0 (685)
Читать на сайте RG.RU

Считается, что в пору кризиса потребитель прежде всего отказывается от развлечений - например, от поездок. Но многие эксперты сомневаются, что российский турбизнес в 2009 году ждет обвал.

Прогноз Всемирной туристской организации - рост рынка в 2009 году может оказаться нулевым. "Туризм переживает один из тяжелейших периодов в своей истории, - драматично говорит заместитель генерального секретаря этой организации Джеффри Липман". Ситуация в России не столь однозначна: с одной стороны, рынок подошел к кризису ослабленным, с другой, у наших компаний немало шансов перестроиться и подняться.

Летом крупные компании истощили себя конкурентным демпингом в Турции и Греции: до 30 процентов туров продано ниже себестоимости. Надеялись отбить затраты в будущем, но "будущее" не настало. В итоге, по словам директора по продажам одной из компаний Геннадия Косарева, "99 процентов фирм, поставивших чартеры в Турцию, закончили этот сезон либо в ноль, либо в минус".

Отныне, по словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, "такие методы завоевания рынка будут применяться в последнюю очередь". Значит ли это, что конкуренция примет новые формы? Есть три версии: рынок ждет волна слияний-поглощений, мелкие компании просто умрут, наконец, рынок захватят иностранцы.

Широко известен список, в котором компании отранжированы по трем категориям, - его составил директор одной крупной фирмы. Первый эшелон выживет, второй под вопросом, третий обречен. Коллеги не верят: иная мелкая компания, грамотно администрируемая, трех гигантских стоит. Нет веры и сценарию слияний-поглощений: "Крупные компании, сами пережившие болезнь роста, не заинтересованы в мелких операторах, - говорит Ломидзе, - Правда, отдельные сделки будут - я знаю несколько намечающихся", но это станет скорее исключением. Горячим сторонником нашествия иностранцев является руководитель одной из ведущих фирм Александр Арутюнов: "В 2010 год, к окончанию кризиса, наш рынок придет в другом составе. За это время все крупные и даже средние иностранные игроки придут на российский рынок". Только безумца привлечет нестабильный рынок с мизерными 3,5 - 5 процентами выезда, возражает один из коллег.

Коли никто толком не знает, сливаться, продаваться иностранцу или вовсе умирать, тем более мало кто осмелится спрогнозировать турпоток. По мнению питерских чиновников, город ждет 10-процентный спад против 20-процентного роста в этом году. "Рост был дутым, за счет круизников, не ночевавших в городе ни разу", - на условиях анонимности заявил "РБГ" один из аналитиков. Не об этом ли свидетельствует и калининградская история: и.о. министра экономики области Александра Смирнова предсказала снижение потока иностранцев на треть. Что касается Сочи, то, по словам того же "анонимного" аналитика, "поведение Краснодара совершенно непредсказуемо. Сезон формируется в феврале-марте". Неопределенная ситуация и с Центральной Россией - местные власти "глубинных губерний" надеются перехватить тех, кому не по карману Турция, столичные аналитики недоумевают: кого именно? Турки перекинутся в Сочи, сочинцы останутся верны себе, кто ездил на Селигер, тот и будет ездить. Зато о чем можно сказать точно - в выигрыше окажется Москва. Это стало ясно после обнародования прогнозов по снижению цен на столичные гостиницы (см. диаграмму). В целом же снижение потока туристов внутри России и из России явно будет не столь радикальным, как на Западе: если там 90 процентов туров берутся в кредит, у нас - лишь 20. К тому же перевозчики обещают 10-процентное удешевление билетов на некоторых направлениях. По оценкам одного из туроператоров, в 2009-м съездят за границу 7 миллионов человек, 1,5 миллиона посетят страну, рынок внутреннего туризма подрастет на 5 - 10 процентов.

А что будет с ценами? С одной стороны, "бешено дешевых", демпинговых туров больше не будет. С другой, рост числа безработных, конечно, выбьет какое-то число туристов, и это теоретически может сдержать цену, но все это теория - практика определяется на слетах операторов весной. "Массовые направления подорожают, российский Юг может подешеветь, классическая Европа с места не сдвинется", -резюмирует один из участников рынка.

Динамика показателя средней цены гостиничного номера в Москве

Туризм