Вчера спасатели эвакуировали с места крушения вертолета Ми-171 тела погибших. В авиакатастрофе в горах Алтая погибли семь человек, в том числе полномочный представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин.
Выжили только четверо: второй пилот и три пассажира. Напомним, трагедия произошла 9 января примерно в 11 часов по московскому времени, когда вертолет Ми-171 (бортовой номер 22643), следовавший по маршруту Бийск - Чемал - Кош-Агач, не вышел на связь с землей. В момент катастрофы на борту находились 11 человек - три члена экипажа Томского филиала авиапредприятия "Газпромавиа" и восемь пассажиров, которые направлялись в Кош-Агачский район на охоту. Вместе с Александром Косопкиным летели его коллеги - сотрудники Госдумы Николай Капранов и Сергей Ливишин, а также известный алтайский предприниматель, ныне зампред правительства Республики Алтай и полномочный представитель республики в Москве Анатолий Банных, предприниматель из Москвы Борис Белинский, охотовед, председатель республиканского комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Виктор Каймин, опытнейший пилот Алтайской базы Авиалесоохраны Владимир Пидопригора и заслуженный артист Республики Алтай, руководитель ансамбля "Ярманка" Василий Вялков.
Пассажиры злополучного вертолета собирались поохотиться на горного козла и сибирскую косулю - сейчас как раз сезон охоты на этих копытных. Можно добывать также соболя и медведя. В правительстве РА корреспонденту "РГ" подтвердили, что представители Госдумы планировали отдохнуть на Алтае и поохотиться. А глава республики Александр Бердников заявил, что у летевших на Ми-171 были все разрешительные документы и лицензии на отстрел животных.
Однако участники экспедиции так и не добрались до места охоты - вертолет упал около реки Каланегир на горе Черная (свыше 3000 метров над уровнем моря), что в 10 километрах от границы с Монголией. Один из выживших - Анатолий Банных - рассказал, что во время полета у вертолета неожиданно заглох мотор. Он рухнул на землю, и большая часть находящихся на борту людей, включая полпреда президента в Госдуме Александра Косопкина, погибли мгновенно.
Пропавшую "вертушку" искали более двух суток: 227 человек на вертолетах, самолетах, снегоходах и вездеходах квадрат за квадратом обследовали районы возможного падения Ми-171. К масштабной спасательной операции были привлечены не только силы МЧС, но и милиционеры, пограничники, лесники и добровольцы из числа местных жителей.
11 января примерно в 13 часов по московскому времени наряд пограничников в километре от места катастрофы обнаружил второго пилота вертолета Максима Колбина. Он решил самостоятельно дойти до погранзаставы, чтобы сообщить о происшедшем. Но по глубокому снегу ему было сложно передвигаться в горах. Кстати, снег помешал обнаружить бело-синий вертолет с воздуха.
Подобрав Колбина, пограничники и добровольцы народной дружины на снегоходах добрались до разрушенного вертолета, где находились еще трое выживших - Анатолий Банных, Борис Белинский и Николай Капранов. По словам пресс-секретаря Пограничной службы ФСБ России по Республике Алтай Елены Бежак, все они были нетранспортабельны, двое - Белинский и Капранов - в очень тяжелом состоянии, поэтому пришлось вызывать вертолет МЧС и эвакуировать их в Барнаул. Колбина на снегоходе доставили сначала на погранзаставу, а затем в Кош-Агачскую районную больницу, где ему оказали первую помощь. По словам врачей, 23-летнему второму пилоту госпитализация не понадобилась, поскольку он практически не пострадал - у него только несколько ушибов. Сейчас единственного выжившего члена экипажа допрашивают следователи.
Состояние двоих - Бориса Белинского и Николая Капранова - оценивается медиками как стабильно тяжелое. Они сейчас находятся в реанимационном отделении первой Градской больницы Барнаула. Анатолий Банных из реанимации вчера был после осмотра отпущен домой. Комментируя состояние больных, находящихся в больнице, заместитель начальника управления Алтайского края по здравоохранению Виктор Яковлев отметил, что все в результате аварии получили повреждения разной степени тяжести - сотрясение мозга, переломы ребер и нижних конечностей. Кроме того, из-за длительного пребывания на морозе у всех троих переохлаждение организма в разной степени тяжести. По словам Яковлева, это может повлечь осложнения - пневмонию или заболевания почек, поэтому даже Анатолий Банных, чье состояние не вызывает опасений, находится под наблюдением врачей.
Выжить на 30-градусном морозе пострадавшим в авиакатастрофе помог солидный запас продовольствия и горячительных напитков, а также большое количество теплых вещей, которые охотники брали с собой в расчете на несколько дней экспедиции. Как сообщил начальник управления информации Сибирского регионального центра МЧС России Дмитрий Кудрявцев, находясь высоко в горах, пострадавшие не имели возможности развести костер, поскольку вокруг кроме снега ничего не было.
После исчезновения вертолета Западно-Сибирская транспортная прокуратура инициировала проверку правил эксплуатации данного воздушного судна. Представители авиапредприятия "Газпромавиа" сообщили корреспонденту "РГ", что пропавший в горах Алтая вертолет Ми-171 был новый - 2007 года выпуска - и успел налетать всего 260 часов, а экипаж, выполнявший рейс, - один из самых опытных в авиакомпании. Летный стаж командира экипажа Алексея Баяндина составлял 30 лет.
Вчера следователи Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СКП РФ начали расследование происшедшего в рамках возбужденного уголовного дела по статье 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). По словам представителя этого ведомства Татьяны Дубенюк, совместно со специалистами комиссии Межгосударственного авиационного комитета они обследовали место трагедии, после чего были эвакуированы погибшие. Тела доставлены в Горно-Алтайск для проведения судебно-медицинской экспертизы.
В настоящий момент Следственный комитет при прокуратуре РФ рассматривает три версии аварии вертолета: неблагоприятные погодные условия, неисправность техники и ошибка пилота. Причины крушения вертолета будет выяснять специальная комиссия. Однако, по словам Дубенюк, основная версия будет озвучена после детального изучения места катастрофы.
Сегодня специалисты Межгосударственного авиационного комитета продолжат работу на месте крушения вертолета Ми-171 - техническая причина катастрофы, по факту которой возбуждено уголовное дело, пока не названа.
Как утверждают очевидцы, в полете у Ми-171 неожиданно отказал двигатель. Однако почему это произошло, до сих пор не ясно. Техническое состояние судна не вызывало никаких опасений.
В идеальных погодных условиях, предполагают правоохранительные органы, внезапная остановка двигателя могла произойти из-за некачественного топлива. Поэтому накануне были взяты пробы керосина на трех последних пунктах заправки вертолета - в Томске, Бийске и Горно-Алтайске. Как утверждают в прокуратуре, это было сделано в качестве обеспечительных мер (а проще говоря, чтобы топливо, которым заправили вертолет, не исчезло с заправок), и в ближайшее время пробы будут исследованы экспертами. Однако специалисты МАК сомневаются в том, что причиной крушения мог стать некондиционный керосин - ведь авария случилась не сразу, а через четыре часа полета.
Между тем расследование уголовного дела по 263-й статье УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта) предполагает поиск конкретного виновного в трагедии, и если, к примеру, будет установлен факт ошибки погибшего командира экипажа Алексея Баяндина, то предъявлять обвинение будет некому.
Поэтому правоохранительные органы изучают и состояние законности при организации VIP-полета в целом - в рамках проверки, инициированной Западно-Сибирской транспортной прокуратурой. "В томском филиале компании "Газпромавиа" изъят полный пакет документов, - сообщила "РГ" старший помощник западно-сибирского транспортного прокурора Оксана Горбунова. - Будут исследоваться все аспекты соблюдения законодательства о безопасности полетов: квалификация пилотов, факт их предполетного медосмотра, а также техническое состояние самого воздушного судна и его подготовка".
Вероятнее всего, проверкой одного-единственного разбившегося вертолета "Газпромавиа" прокуроры не ограничатся, и корпоративной авиакомпании придется отчитаться за безопасность во всех сферах деятельности. Кстати, о том, что Ми-171 будет перевозить высокопоставленных персон на охоту, в изъятых документах нет ни слова - по бумагам, вертолет отправился на Алтай по договору с рядовым частным предпринимателем из Томска.
Трагически погиб наш коллега, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Александр Сергеевич Косопкин.
Александр Сергеевич пришел в политику в бурные 90-е, став народным депутатом России. Затем работал в Администрации Президента. За почти двадцать лет безупречного служения Российскому государству он проявил себя ответственным и обладающим незаурядными организаторскими способностями человеком.
Его отличали профессионализм, умение вести плодотворный диалог со структурами гражданского общества. Он пользовался авторитетом в политических партиях, общественных объединениях и организациях, его знали и уважали во всех российских регионах.
Мы всегда будем помнить Александра Сергеевича Косопкина как доброжелательного и открытого для людей человека, как государственного деятеля, внесшего значительный вклад в становление российской государственности. Память о нем сохранится в наших сердцах.
Президент Российской Федерации Д. Медведев