Вчера в Юго-Восточном округе столицы сгорели семь рабочих из Таджикистана, живших в строящемся подземном гараже. В последнее время смерть на пожаре вошла в число профессиональных рисков для гастарбайтеров.
Очередная трагедия случилась на месте строительства жилого комплекса в Жулебине, в районе Кузьминского лесопарка. Здесь возводилась 24-этажная высотка с тремя секциями, подземной парковкой на 164 места, детскими площадками и детсадом. Тихий двор, рядом метро, развитая инфраструктура. Возводили эту красоту таджикские строители, жившие в недостроенном подземном паркинге - на самом последнем уровне. По нашей старой традиции меры безопасности считались далеко не главным делом. В результате случилась закономерная трагедия.
- В 10 часов 53 минуты на пульт поступил сигнал тревоги, - сообщила корреспонденту "РГ" начальник управления информации МЧС России Ирина Андрианова. - Пожарные расчеты прибыли на место уже через шесть минут. Площадь пожара составила 150 квадратных метров. Пожару был присвоен второй номер сложности.
В тушении принимало участие шестнадцать пожарных расчетов и одна спасательно-поисковая бригада. Борцы с огнем вывели из здания двадцать человек, двоих из них госпитализировали. Еще для семи строителей помощь пришла слишком поздно: они задохнулись от дыма. Как пояснили корреспонденту "РГ" в МЧС, погибшие были отрезаны огнем от путей эвакуации. Стены общежития гастарбайтеров были отделаны горючими материалами - пенопластом и фанерой, спали строители на деревянных нарах. Все это очень хорошо горит. При этом пенопластовая обшивка выделяет ядовитый дым.
Ситуацию усугубляло то, что пожарных вызвали слишком поздно. Так считают в МЧС. На месте пожара обнаружили несколько огнетушителей. Значит, поначалу строители пытались самостоятельно сбить пламя. Но справиться с огнем в данном случае могли только профессионалы. Теперь дознавателям пожарной службы предстоит ответить на извечный российский вопрос: кто виноват? А властям не худо озаботиться другой проблемой: что делать? Рабочие-мигранты в последнее время стали гибнуть от огня слишком часто.
- В соответствии с Градостроительным кодексом РФ пожарный надзор в строящихся зданиях осуществляет не Госпожнадзор МЧС России, а Стройнадзор, который находится в ведении субъекта РФ, - пояснила "РГ" Ирина Андрианова.
Буквально перед Новым годом на западе Москвы уже сгорело одно общежитие для гастарбайтеров, расположенное в четырехэтажном здании на улице Кульнева. Это недалеко от метро "Фили". Кстати, рабочие возводили элитный комплекс "Москва-Сити", а сами жили, как говорится, хуже некуда. Дом давно находился в "черном списке" МЧС. Пожарные требовали закрыть общежития, да и столичные власти знали, что строители живут в непригодном помещении. Однако крупная строительная компания не нашла ни сил, ни средств решить проблему. Чуть раньше в Подмосковье сгорели пять гастарбайтеров, живших в сауне. А в начале декабря в поселке Заречный под Оренбургом сгорели семь человек - рабочие из Средней Азии, их жены и двое малолетних детей. По данным МЧС, такого количества жертв на бытовом пожаре в области не было уже пятнадцать лет. Причины трагедий понятны: мигранты часто живут в нечеловеческих условиях, но это, как правило, мало волнует и работодателей, и тех, кто должен об этом волноваться по должности.