В "Российскую газету" обратились четыреста жителей поселков Моховое и Мелынь Залегощенского района Орловщины - они уверяют, что уже четыре года живут без воды. Наш корреспондент решил увидеть это своими глазами.
По обледеневшей дороге машина неохотно покрывает 50 километров, отделяющие поселок Моховое от Орла. Въезжаешь - и словно попадаешь в другой мир: частный сектор еще держится, а вот многоквартирные двухэтажки сплошь изрыты трещинами, на крыше Дома культуры дыбится шифер.
У здания сельской администрации волнуются люди. Некоторые, прознав, что приедет корреспондент, пришли из деревни Мелынь, что в километре от Мохового. В деревне до сих пор нет проезжей дороги, а потому в ненастье туда отказывается приезжать "скорая". В Мелыни, где осталось 20 домов, живут одни старики. Несколько лет назад в нее провели газ - каждому двору это обошлось примерно в 12 тысяч рублей. Чтобы собрать нужную сумму, мелынцы продали весь скот. Сейчас в деревне нет ни одной коровы.
- Провели газ - пропала вода, - вздыхают старожилы Мелыни Антонина Гаврилина, Надежда Тимохина и Валентина Сорокина. - Водопровода у нас отродясь не было, а колодец почему-то пересох. Приезжали специалисты, посмотрели, почесали затылки и уехали. Уже четыре года так живем. Есть пруд, но в него впадает ручей из болота, и он сам стал, как болото. Вода там мутная и маслянистая. Не поверите, даже белье стирать отдаем детям в Орел. Куда только не обращались, в ответ - одни отписки.
При хорошей погоде мелынцы "ходят по воду" в Моховое. Там ее можно набрать из колонки. После дождя в Мелынь не проедешь и на лошади. Нести воду на себе почти километр - тяжело. От безысходности селяне идут на пруд. Пить воду из него боятся, используют для хозяйственных нужд. Ей же моются. Бани в деревне нет. Болотную воду греют на газу и купаются в корытах прямо на кухнях. Зимой, когда наметают метровые сугробы, к пруду не пройти. Тогда растапливают снег.
Кап-кап-ремонт
В соседнем поселке Моховое перебои с водоснабжением - обычное дело. В 2004 году его жители почти год жили без воды. К единственной работавшей колонке спозаранку выстраивалась огромная очередь. Колодец вычерпали до дна - бывало, доходило до драки. По словам главы администрации Моховского сельского поселения Александра Пеняева, причина безобразия - в ветхом водопроводе. Его проложили сразу после войны из "подручного" материала. Прорывы случаются регулярно, а латать их некому.
- Раньше наш водопровод обслуживал "Облводоканал", и проблем не возникало, - рассказал Александр Пеняев. - Лет 10 назад он обанкротился. Водопровод передавался из рук в руки, пока не перешел на баланс сельской администрации. Сегодня у нас нет предприятия, которое могло бы обслуживать водопровод. Мы не можем его создать, а даже если бы создали, с 1 января 2009 года нам по закону запрещено финансировать подобные организации.
Годовой бюджет поселения - 2,3 миллиона рублей. С населения собирают 100 процентов платежей, но денег хватает только на оплату электричества. Колхозы развалились, предприятий нет, значит, нет и налогов. Прорывы и течи стараются устранять, но... Вода идет день-два, затем трубу прорывает в другом месте. Заглушек в системе нет, и "обезвоживать" приходится весь поселок.
- Ситуация ухудшается с каждым годом, - говорит Александр Пеняев. - Недавно пересохла одна из двух наших скважин. Люди боятся, что высохнет вторая. Ремонтировать водопровод бессмысленно - надо строить новый. Мы подготовили проект. На строительство требуется 17,9 миллиона рублей. Даже скинувшись всем миром, такую сумму не соберем.
Источник пересох
Год назад Моховое и еще 14 объектов из разных районов включили в федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года". Она предусматривает долевое софинансирование. По словам руководителя областного департамента аграрной политики Вячеслава Серова, федеральный центр готов выделить 30 процентов средств. Департамент защитил заявку в минсельхозе. Согласно ей региональный бюджет предусматривал финансирование строительства водопроводов в Моховом и других деревнях.
В 2007 году Орловщина обязательства не выполнила, и на реализацию программы текущего года минсельхоз выделил ей всего семь миллионов рублей. Моховое не вписалось даже в этот лимит - его признали "неприоритетным". Вячеслав Серов обратился в департамент строительной и жилищно-коммунальной политики. Он просил согласовать включение поселка в программу. Департамент отказал, сославшись на высокую стоимость проекта.
В марте Вячеслав Серов заверил селян, что его ведомство "предпримет все меры для включения поселка в федеральную программу" до конца года. Области требовалось найти 12 с половиной миллионов рублей, освоить их и отчитаться перед минсельхозом. Только после этого в регион поступила бы федеральная доля. Средств вновь не нашли, однако Моховое включили в областную программу капстроительства и пообещали выделить 4,32 миллиона. Но и этих денег поселок не увидел.
- Своими силами водопровод не построим, хотя экономим каждую копейку, - итожит Александр Пеняев. - Не знаю, сколько еще люди выдержат - год, два? В таких условиях молодежь в селе не удержишь...
Летом отчаявшиеся селяне написали коллективное обращение к президенту: "Создается впечатление, что мы - жители сельской глубинки - никому не нужны и что объявленная у нас социальная программа развития села - не более чем красивые слова".
После вмешательства администрации президента региональные власти вновь включили Моховое в заявку на участие в федеральной программе "Социальное развитие села до 2012 года". Однако в региональный список мероприятий по развитию систем водоснабжения поселок опять не попал...
Справка "РГ"
По данным районных администраций Орловской области, частично или полностью водопроводная сеть не работает в каждом третьем сельском населенном пункте. Износ системы водоснабжения в среднем по региону превышает 55 процентов. Санитарно-техническое состояние большинства водопроводов оценивается экспертами как неудовлетворительное.