15.01.2009 01:00
Культура

Юрий Богомолов: Сердючка исчезла из телеэфира по политическим мотивам

Судьба массовика-затейника в России
Текст:  Юрий Богомолов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4827)
Читать на сайте RG.RU

Новогодние телешоу прошли без особых откровений.

Прорывов не было. Но была интрига: как Первый обойдется без Аллы Пугачевой, Николая Баскова и без главного массовика-затейника Максима Галкина, который прежде держал на себе и предновогодний, и новогодний эфиры канала?

Этот неэксклюзивный Галкин

Канал обошелся. Или почти обошелся. За день до встречи Нового года Первый показал в своем эфире запись прошлогоднего "Бенефиса Максима Галкина". Канал не властен над артистом, но власть его над изображением самого артиста безгранична. Это еще и месть конкурирующей фирме - телевещателю "Россия": мол, ваш Галкин - не эксклюзив.

Ну, и к тому же на следующий день в эфире Первого Киркоров распевал что-то ехидное про галок, а пара пародистов позволила себе злобную частушку про "изменщика": "Ты ловко поменял канал, потому что любишь нал, Пугачеву тоже любишь". И далее в том же оскорбительном стиле: веселись Россия, зашибись Россия... вместе с Петросяном и с Дроботенко.

Понятно, что начальники с Первого в большой обиде на свое вчерашнее популярное лицо, ставшее сегодня чужим. Но если говорить о том, остался ли в обиде сам Галкин, то... вряд ли. У него состоялся продолжительный бенефис в эфире "России". И тянулся он почти всю осень в "Звездном льде", а затем продолжился в предновогоднем "Параде звезд" и перевалил далеко за новогоднюю полночь.

Самый, однако, щекотливый вопрос: насколько он остался самим собою - непринужденно талантливым?

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Талантливость и звездность артиста - это ведь разные ипостаси. В какой-то момент биографии они заодно, а затем, бывает, что разлучаются. Как нос майора Ковалева со своим носителем.

На памяти моего поколения исключений из этого правила немного: Шульженко, Утесов, Райкин. Правда, тогда шоу не было бизнесом. ТВ еще не было конвейерным молохом.

Молохом была советская идеология, которая, с одной стороны, сдерживала коммерческий инстинкт, и отнюдь не по моральным соображениям, а с другой - являла собой мишень для скрытых и явных насмешек.

Ныне не то. Ничто не мешает, ничто не раздражает. Ничто не забавляет, кроме материально-телесного низа, сексуальной ориентации и подробностей частной жизни звезд.

Но все-таки нынче для людей с талантами телевизионный конвейер - это главное испытание. В скобках заметим: для людей неталантливых он - главная надежда. Механизм его прост. Он представляет собой что-то вроде эскалаторной ленты: кого-то поднимает, кого-то опускает...

Ау, Сердючка!

Давно ли, кажется, не было отбоя на телеэкране от Верки Сердючки (Андрея Данилко). Она мелькала на всех престижных попсовых мероприятиях. Несколько новогодних праздников кряду она была с нами в качестве непременного массовика-затейника. Из всех привокзальных и базарных палаток городов и весей России и стран СНГ неслись ее зажигательные ритмы: "А я не знаю почему, но ты мне нравишься..." Ритмы эти нередко оказывались в топ-парадах "Золотого граммофона". Она регулярно удостаивалась персонального внимания то одного канала, то другого... И вдруг он, она, они куда-то пропали, выпали из эфира.

Попсовая номенклатура - это такое же знаковое и нерушимое единство, каким в свое время была номенклатура партийная. Если ты в "президиуме" (то есть участвуешь в престижных церемониях, в праздничных шоу, в долгоиграющих проектах, мелькаешь в рейтинговых программах), все в порядке. Если нет - у тебя проблемы.

Могло показаться, что Сердючка выпала из рамки телеэкрана по чисто политическим мотивам: она неосторожно пропела на "Евровидении": "Гуд бай, Раша", и тут ей отказали все российские каналы. Но на самом деле причины были в образе бойкой хохлушки. ТВ его выжало, как лимон. А ничего другого артист Данилко не мог предложить.

Ау, Заворотнюк!

То же самое сегодня на наших глазах происходит с другой "хохлушкой" Викой Прутковской. На канале СТС из этого образа, предъявленного способной артисткой Анастасией Заворотнюк, выдавливаются последние соки былой популярности.

Артистка переквалифицировалась в шоувумен. В этом качестве ее раскрутил телеканал "Россия". Осенью она с шумным скандалом перебралась на Первый канал. Ее телевизионный статус вроде бы повысился. Но тут же выяснилось, что вне образа "прекрасной няни" она мало интересна, в чем мы и имели случай убедиться на последнем "Ледниковом периоде". В новогодних шоу ей было доверено исполнить что-то вроде подводки к очередному концертному номеру и посидеть в медиамассовке, где она удостоилась нескольких крупных планов.

Это было бы смешно...

То, что случилось с недюжинно одаренным пародистом Максимом Галкиным, увы, банально и печально.

Начинал-то он действительно обнадеживающе. Почти феерично. Памятно его первое появление на телеэкране где-то в середине 1990-х с пародийным номером, где от имени Урмаса Отта беседовал с изображаемыми им Горбачевым, Ельциным, Жириновским, Хасбулатовым. За его плечами не было никакого художественного вуза. По образованию - филолог. Писал, но так и недописал диссертацию по проблемам художественного перевода. А явился он из самодеятельности, где и начал с перевода растиражированных медиалиц на язык пародий.

Среди "переведенных" им, помимо помянутых Ельцина, Жириновского, появились Черномырдин, Явлинский, Новодворская, Никита Михалков, Радзинский, Вульф, Литвинова. За ними стройными рядами пошли Басков, Орбакайте, Леонтьев и вся попсовая рать.

Пародийное направление нашей эстрады в 90-е годы стало как-то особенно плодоносным. На пародии был острый спрос, на который явилось и обильное предложение. В тот момент мы расставались с прошлым. Расставаться было положено, смеясь. Отсюда такой вал пародистов и шаржистов. Всех не упомнишь. Сколачивались целые коллективы, специализировавшиеся на передразнивании известных политиков и артистов. Их остатки, осколки, ошметки можно видеть сегодня в "Аншлаге" Дубовицкой и в "Кривом зеркале" Петросяна.

Сегодня наметился новый вал травестирования. Только предметом осмеяния стало по большей части само телевидение. Круг замкнулся. И, взможно, надолго. По нему и бегают нынешние юмористы. А с ними - и много обещавший когда-то Максим Галкин.

Прозвучавшая на Первом пародия на него исполнена злобы. Но доля истины в этой некорректной шутке, увы, есть. То, что он показал в новогоднюю ночь на канале "Россия", - это действительно уровень одиозного "Аншлага".

Кстати, сейчас на отечественном ТВ вверх по эскалаторной лестнице к вершинам популярности шагают Иван Ургант, Сергей Светлаков, Михаил Галустян, Нонна Гришаева, Александр Олешко. Но, судя по тому, как из этих ребят Первый канал нещадно выжимал все эти праздники последние "соки" иронии, можно предположить, что уже очень скоро начнется их движение вниз. Хватит ли их юмора на следующий Новый год?

ТВ и сериалы Праздники