В иркутском издательстве Сапронова в новом издании выходит книга "Созвучие". Она об удивительной дружбе двух выдающихся русских людей: писателя Виктора Астафьева и дирижера Евгения Колобова.
Они ушли из жизни с разницей всего в два года: Астафьев - в 2001 году, Колобов - в 2003-м. При этом Астафьев был старше своего друга более чем на двадцать лет. Да и можно ли это назвать дружбой в точном смысле. Скорее это было именно созвучие двух родственных душ, которое по-новому озвучило последние годы их жизни.
"В 1994-м в Москве, - пишет в предисловии к книге пушкинист Валентин Непомнящий, - на вручении одной громкой премии к ее лауреату Виктору Астафьеву подошел другой лауреат - один из выдающихся музыкантов нашего времени, художественный руководитель и главный дирижер Московского театра "Новая опера" Евгений Колобов. Он подошел представиться и, может быть, попросить автограф - астафьевское слово давно было для него сердечным откровением, нежной любовью, родным звуком".
Евгений Колобов затем вспоминал: "А он мне: "Ой, Женечка, а можно мне родственников на концерт привести..." И такое ощущение, будто знакомы мы с ним много лет..."
Поклонились музыкой
Через пять лет, когда Виктору Астафьеву исполнялось 75 лет, Колобов позвонил в Красноярскую филармонию и сказал, что хотел бы приехать и сделать писателю музыкальное приношение с оркестром местной филармонии. Приехал и дал концерт. Рахманинов, Калинников, Альбинони, Массне, Хачатурян. "Поклонились мы ему Музыкой!"
Затем они встречались, переписывались... "Что еще у них было общего - сверх их деревенских корней, - рассуждает Валентин Непомнящий, - это аристократическое благородство в отношениях со своим делом и даром, столь редкое в наше технологическое время".
Из признаний Евгения Колобова: "Артист не может забывать о святом. Он с этим святым должен каждый день выходить на сцену - и в дни премьер, и в часы репетиций. Я окончил два факультета с отличием, а пришел в театр - зарплата 120 рублей. Но работал прежде всего за идею - так меня воспитали родители и педагоги. Сейчас же (не могу сказать обо всех) разве за идею кого-нибудь пригласишь? За доллары - пожалуйста. То, что испокон веков называлось прекрасным русским словом "подвижничество", съел американский доллар. И когда это произошло, профессионализм стал стремительно падать".
"Еще никогда так открыто не проповедовалось зло, - писал в одном из писем Виктор Астафьев. - ...Передовые наши мыслители... сыплют вшами и червями на черно текущую толпу и хихикают от наслаждения... Умыться холодной водой и почитать Тургенева, Диккенса, Бунина да и перечесть Пушкина..."
Любить родину не по телефону
"Я хочу здесь, в России, пропагандировать свое искусство, - писал Евгений Колобов, - и хочу любить свою Родину не по телефону. К тому же, если что и произойдет хорошего в России, то, по-моему, только благодаря провинции... У Бориса Зайцева есть мудрая фраза: "Я бы хотел горсточку скромности моего народа..." А сейчас у многих потеряны стыд, совесть и скромность. И что всего горше: потеряли и очень многие из тех, кто считает себя интеллигентами, - то есть те, кто, кажется, должен был бы быть нрав ственным примером для своего народа".
Однако Виктор Астафьев в конце жизни смотрел на народ более строго, чем его предшественник, писатель-эмигрант Борис Зайцев, испытывавший ностальгию по России. Подолгу живя в родной Овсянке на берегу Енисея, Виктор Петрович изнутри знал народные настроения.
Когда после юбилейного концерта Колобов и Астафьев поехали в Овсянку, Колобов спросил его:
- Виктор Петрович, вас тут, наверное, на руках носят, в вашей деревне?
"А он мне, со вздохом и болью в душе:
- Дорогой мой! В конце деревни не знают, кто такой Астафьев. Многие и книг-то моих не видели, тем более не читали".
Симфония романа
Именно Евгению Колобову первому пришла идея собрать воедино все, что написано Виктором Астафьевым о музыке. Идею эту воплотил в указанной книге иркутский издатель Геннадий Сапронов. В ней есть удивительные по простоте, но и тонкости замечания писателя о том, что такое музыка и песни разных народов.
"Итальянец, он поет как бы сердясь. Что за жизнь такая?! Кругом песни! В сердце песни, в небе, в воздухе, в воде, в вине, в женщинах, и не хочешь - все равно запоешь. Ешь макароны и пой, раз ты итальянец. Вот и поет о пьяном солдате, о море, о солнце, о Мари и вообще обо всем, что глаз его горящий и озорной видит. Поет все выше, все душевнее, все неистовей и доведет слушателя до того, что плюнет он, покачает головой и скажет: "А пропади ты пропадом!", и самому запеть захочется либо обнять кого-нибудь и сказать: "Брат! Не пропадем, значит, покудова..."
Или вот совсем коротенькая миниатюра под названием "Мелодия":
"Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро?!"
Другая миниатюра называется "Мечта":
"Как бы хотелось, чтобы человек в развитии своем достиг такого совершенства, при котором, покинув сей свет, мог бы он слушать музыку родной земли.
Лежал бы на вечном покое, отстраненный от суеты и скверны житейской, а над ним вечная музыка. Для него только и звучит. И все, что он не смог услышать и дослушать при всей своей бедовой и хлопотной жизни, дослушал бы потом, под шум берез, под шелест травы и порывы ветра...
Вот это и было бы бессмертье, достойное человека, награда за муки его и труды".
"Его роман "Прокляты и убиты", - писал об Астафьеве Евгений Колобов, - какая-то мощная, трагическая и неоконченная (как у Шуберта) симфония о России: о ее судьбе, о горькой ее доле. Да какая там симфония!"
Кстати
Новое дополненное издание книги "Созвучие" с приложением из двух дисков выйдет в издательстве Сапронова в конце апреля этого года. За информацией обращаться по адресу: bgvector@mail.ru
Пока я буду с вами, пусть играет музыка, и прежде всего пусть звучит "Реквием" Верди со старой, мною заигранной пластинки в исполнении артистов театра Ла Скала и оркестра под управлением Тосканини, 8-я неоконченная симфония Шуберта, его же Ave Maria, мелодии Глюка и сонаты Моцарта и Альбинони. Всю прекрасную музыку мне хотелось бы взять с собою...
Виктор Астафьев. Письмо пятое - духовное завещание. Впервые опубликовано в "РГ", 22 апреля, 2005 года.
К книге прилагается диск, на котором в течение часа звучит в исполнении оркестра "Новой оперы" любимая музыка Виктора Астафьева:
- Т. Альбинони. Адажио.
- Дж. Каччини. Ave Maria.
- К. Глюк. Мелодия.
- Г. Доницетти. Романс Неморино из оперы "Любовный напиток".
- Ф. Шуберт. Ave Maria.
- Ф. Чилеа. Плач Федерико из оперы "Арлезианка".
- Дж. Пуччини. Ария Каварадосси из оперы "Тоска".
- П. Масканьи. Интермеццо из оперы "Сельская честь".
- Дж. Верди. Реквием, фрагмент Recordare.
- С. Рахманинов. Вокализ.
- Русская народная песня "Меж высоких хлебов затерялося..."
- П. Булахов, слова М. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..."
- Г. Свиридов. Романс из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина "Метель".
- А. Хачатурян. Вальс из музыки к драме М. Ю. Лермонтова "Маскарад".