16.01.2009 00:00
Экономика

Министр транспорта наделил Росавиацию полномочиями контроля финансов отечественных авиакомпаний

Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4829)
Читать на сайте RG.RU

Министр транспорта наделил Росавиацию полномочиями контроля экономического состояния отечественных авиакомпаний

Глава минтранса Игорь Левитин дал полномочия Федеральному агентству воздушного транспорта по финансовому контролю за деятельностью авиакомпаний. Как сообщила пресс-служба минтранса, министр подписал приказ, который позволит Росавиации контролировать финансы авиакомпаний и исполнение ими обязательств перед пассажирами.

После регистрации документа в минюсте авиакомпании будут обязаны предоставлять Росавиации финансово-экономические и статистические данные. Агентство будет вправе в любое время оценить финансовую деятельность авиакомпании и, основываясь на полученных результатах, приостанавливать действия сертификата или аннулировать его в случае, если перевозчик не выполняет свои обязательства в течение контрольного срока, например, полугода. А у отечественных авиаперевозчиков теперь должны быть наготове бизнес-план и список мер по восстановлению и обеспечению своей платежеспособности, чтобы не лишиться возможности летать.

В Росавиации пока не стали комментировать приказ, там ждут его регистрации. Но, как ранее писала "РГ", в ведомстве создается отдел, который будет способен анализировать информацию о финансовом положении авиакомпаний.

В свою очередь, эксперты проводят параллель между этим приказом и выделением 30 миллиардов господдержки авиаперевозчикам. Известно, что все крупные перевозчики, которые могут рассчитывать на государственные миллиарды, должны быть финансово прозрачны, иначе есть вероятность, что госсредства могут быть просто потеряны. Их финансовую благонадежность планируют оценивать во многих инстанциях, прежде чем дать деньги.

Кстати, в конце прошлого года Росавиация заявила о своих предложениях по изменению федеральных воздушных правил, которые помогут избежать массовых задержек рейсов как следствия недостатка средств. Как уже сообщала "РГ", в ведомстве намерены классифицировать компании в зависимости от степени их финансовой надежности.

Высшей категории будет разрешено выполнять международные перевозки без ограничений. Второй категории эксплуатантов будут ограничивать международные перевозки по объему и направлениям. Третьей категории разрешат только выполнение чартерных международных перевозок. А те, кто попадет в четвертую категорию, будут временно не допускаться до международных перевозок из-за низкого качества обслуживания пассажиров. Это касается и безопасности полетов, и задержек рейсов, а также сервиса на борту.

В агентстве намерены внести изменения и в порядок сертификации авиакомпаний. Им могут предложить предоставить план стратегического развития на пять лет, подтвердить свою жизнестойкость гарантиями финобеспечения либо открыв депозит, либо получив банковскую гарантию, либо обзаведясь страховым полисом и предоставить данные независимой аудиторской проверки. Это, по мнению специалистов, позволит Росавиации эффективно вести контроль за финансовыми рисками авиаперевозчиков. Впрочем, требования по гарантиям финобеспечения не вызывают оптимизма у перевозчиков из-за дефицита свободных средств в нынешней экономической ситуации.

Между тем

Федеральное агентство воздушного транспорта приняло решение лишить права летать две авиакомпании. Оно аннулировало сертификаты эксплуатантов "Омскавиа" и "Сибирской авиатранспортной компании", которые входили в печально известный альянс "ЭйрЮнион".

Авиатранспорт Минтранс