Серьезный конфликт разгорается между депутатами Госдумы и конституционными судьями из-за выполнения рекомендаций президента.
Скорость выполнения судебных решений - это, пожалуй, так же важно, как и выиграть дело в суде. Проблемы с исполнением постановлений третьей власти сохраняются у всех судов. Однако в своем первом, ноябрьском, Послании Федеральному Собранию президент Дмитрий Медведев отдельно отметил ситуацию с постановлениями Конституционного суда.
Надо сказать, что отсрочки с выполнением решений КС существуют давно. Технологически они появляются так: решая проблему конкретного человека, судьи КС могут признать оспариваемое положение закона не соответствующим Конституции, и для заявителя в КС дело выиграно. Но сразу "выдернуть" эту норму из законодательства, не предложив никакой иной формулировки, зачастую совершенно невозможно. И тогда в постановлении КС указывается, какой срок предоставляют законодателям на исправление этой нормы, обычно полгода или год. А в Думе в таких случаях неизменно ссылаются на правительство: депутаты ждут, пока в нижнюю палату будет внесен соответствующий законопроект в соответствии с нормами закона о Конституционном суде.
После Послания Медведева в Конституционном суде от депутатов ожидали большей активности. В декабре в Думу поступило письмо, подписанное Валерием Зорькиным, оказавшееся в распоряжении "РГ". Председатель КС пишет, что прилагаемый к письму перечень законопроектов на 16 страницах "подлежит первоочередному рассмотрению в период весенней сессии 2009 года".
- Безотлагательность рассмотрения перечисленных законопроектов вызывается необходимостью скорейшего устранения образовавшихся пробелов правового регулирования, могущих повлечь нарушения прав и свобод человека и гражданина и иные негативные последствия, - гласит документ, подписанный Зорькиным. Однако в Думе конституционных судей не услышали, свой план работы на весеннюю сессию депутаты не скорректировали. И как стало известно "РГ", буквально на днях в Думу и в аппарат правительства должна поступить новая корреспонденция. Конституционные судьи требуют от спикера Госдумы Бориса Грызлова учесть их постановления в гораздо более жесткой форме, а также обращаются к вице-премьеру и руководителю аппарата правительства РФ Сергею Собянину с требованием принять меры.
Речь идет о 31 неисполненном решении Конституционного суда: 13 законопроектов внесены в Думу, но сроки их принятия не известны, а 18 - это законопроекты, рекомендованные к внесению во исполнение решений КС. Причем самые ранние датируются февралем 1996 года. Правда, если взглянуть подробнее на эти рекомендации тринадцатилетней давности, становится понятно, почему не был исполнен, например, пункт третий резолютивной части постановления КС от 20 февраля 1996 года: он касался изменения порядка осуществления служебного иммунитета для депутатов Совета Федерации и депутатов Госдумы Федерального Собрания при привлечении их к уголовной или административной ответственности.
Если же просмотреть сведения о законопроектах, уже внесенных в Думу и там зависших, то выясняется, что часть из них вообще не закреплена ни за одним комитетом. Например, в сентябре прошлого года Верховный суд внес законопроект, способствующий реализации постановления КС от 25 января 2001 года - там предполагалось определить порядок возмещения вреда, причиненного действием (бездействием) судьи при отправлении правосудия. Однако, как указывается в письме Зорькина, данных о том, что законопроект был передан для рассмотрения в конкретный комитет, нет. По сведениям судей КС, законопроект находится у председателя Госдумы. Аналогичная ситуация сложилась и с законопроектом, который должен был закрепить права уволенных военнослужащих на обеспечение жильем (постановление КС от 5 апреля 2007 года) - ответственного комитета нет.
Примерно в такой же ситуации находятся жертвы политических репрессий - есть постановление КС и четыре определения о размере материальной компенсации, - вопрос не решен. Тут, правда, есть ответственный - Комитет по труду и социальной политике. К чести его, следует заметить, что движение по законопроектам, порученным этому комитету, есть, правда, результата не видно. Вопрос о компенсациях жертвам политических репрессий планировали рассмотреть в ноябре 2008 года - и это самая свежая информация, по данным судей КС. Еще более странная ситуация с пенсионерами: по трем ситуациям есть различные законопроекты, произведенные в 2005-2008 годах, но решений по обеспечению прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору на трудовую пенсию (постановление КС от 10 июля 2007 года), или о минимальном размере трудовой пенсии по старости (постановление КС от 15 февраля 2005 года), или об урегулировании вопросов зачета в стаж профессиональной деятельности (постановление КС от 3 июня 2004 года) судьи не обнаружили.
Два неисполненных постановления КС зависли и в Комитете Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Так, к июлю прошлого года планировалось собрать замечания и предложения для обеспечения гарантий прав лиц, в отношении которых осуществляются принудительные меры медицинского характера (постановление КС от 20 ноября 2007 года). Дальше дело, похоже, не пошло. А 7 октября должны были принять во втором чтении законопроект, регулирующий условия пересмотра в порядке надзора приговора или постановления суда о прекращении уголовного дела и последующих судебных решений по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного (постановление КС от 11 мая 2005 года), и судьям КС явно хотелось бы знать, чем же дело кончилось.
Не вдаваясь в детали, заметим - проштрафились, то есть получили законопроект по итогам решения КС и не довели дело до конца, также комитеты ГД по охране здоровья, по транспорту, по конституционному законодательству и госстроительству, а также по строительству и земельным отношениям. Видимо, поэтому в Конституционном суде решили еще раз обратиться теперь уже к Собянину.