В 2008 году зрители стали меньше смотреть телесериалы, так как возросла потребность в деловой информации и "Новостях".
Лучшей телепередачей, по данным опроса ВЦИОМ, впервые за три года стала новостная программа "Вести/Вести недели", которую наряду с развлекательными передачами "Звезды на льду"/"Ледниковый период" и "Жди меня" назвали 8% респондентов. И если уж речь заходит о новостях, то в том же холдинге ВГТРК, специалисты которого делают "Вести", есть круглосуточный информационный канал "Вести 24". О возросшем интересе к новостному вещанию корреспондент "РГ" беседует с главным редактором "Вести 24" Дмитрием Медниковым.
Российская газета: Впервые за долгое время, судя по цифрам рейтингов, "Новости" по зрительским предпочтениям снова на первом месте. Как вы думаете, почему?
Дмитрий Медников: Сейчас есть целый ряд кризисных явлений, и людям приходится больше задумываться о своей жизненной мотивации. Нужные сведения они не могут почерпнуть в сериалах. В этом плане общественная расслабленность исчезает и "Новости" становятся основным источником сведений о реальной жизни. А то, что бренд "Вести" на данный момент стал главным в восприятии информации, совершенно очевидно, потому что не существует сейчас ни одной информационной службы, которая была бы хоть сколько сопоставима с ним по охвату аудитории разных форм и уровней. Есть программа "Вести", у которой одна широчайшая аудитория, есть канал "Вести 24", радио "Вести FM", сайт в Интернете vesti.ru, "Вести-спорт". Совокупный охват аудитории огромен. И вот причина, почему аудитория так выбирает.
РГ: Еще совсем недавно все ругали новостные программы. В основном за одностороннюю подачу информации. Но нынче происходит обратное...
Медников: Когда делается какой-то продукт - телепередача, радио, канал, всегда есть какое-то количество людей, которые его ругают. В основном это те, кто сам ничего не делает. Но их мнение не имеет никакого отношения к реальному зрительскому интересу и восприятию. В большинстве случаев те, кто критикует, - это жаждущие озвучить собственную публицистическую позицию, не сильно компетентные в телевизионных вопросах люди. В данном случае речь идет об опросах, сделанных среди зрительской аудитории. А она уже давно выбор сделала.
РГ: Канал "Вести 24" - первый круглосуточный информационный. "РГ" пристально следит за ним с момента его создания в 2006 году. В последнее время он набирает обороты, стал популярен. Все ли, что вы задумывали, удалось?
Медников: У нас есть перспективный план развития года на три-четыре вперед. Он связан с развитием и канала, и Интернета. Мы сделали небольшую часть того, что хочется делать дальше. Пока с точки зрения развития все примерно происходит в те сроки, которые мы и хотели.
РГ: И кризис на вас не повлиял?
Медников: Кризис повлиял на всех. Поскольку еще с начала прошлого года было очевидно, что возникнут проблемы, то мы с конца весны предприняли конкретные действия по уменьшению неосновных расходов. С мая мы уменьшили, например, стоимость телефонных разговоров, количество не столь важных командировок. Использовали альтернативные способы передачи информации: меньше стали работать с дорогостоящим спутником, больше - с цифровыми каналами Интернета. И к осени у нас появилась одна из самых конкурентоспособных в мире технологий деньгосберегающих телевизионных перегонов. Мы на этом сэкономили за прошлый год миллионы долларов. Процентов 10 бюджета. Это было сделано специально для того, чтобы сохранить людей, которые работают на канале.
РГ: У вас были большие планы по развитию на территории интернет-пространства...
Медников: Тем, что происходит в Интернете, мы довольны. Среди ключевых задач есть две. Первое - развитие собственных сервисов: Интернет, мобильных... И второе - появление прозрачной внятной системы и правил игры на интернет-рынке в отношениях: вещатель и производитель контента. Это для нас - одна из главных задач. Мы считаем, что участники этого рынка должны прийти к набору соглашений, которые позволяют достаточно комфортно себя чувствовать основным интернет-площадкам. Но при этом важно, чтобы созданный за достаточно большие деньги телевизионный, газетный, агентский продукт не становился в рамках Интернета эдаким своеобразным freeware ( в переводе с английского - "свободные программные средства". - Прим. С.А.), то есть любой берет и использует. Потому что, скажем, на рынке в США ситуация в определенном смысле зашла в эндшпиль, когда накал страстей в отношении контента производителей и интернет-площадок достиг такого напряжения, что суммы исков исчисляются миллиардами долларов и удовлетворение этих исков влечет смерть для бизнеса. Мы считаем очень важным не допустить этого. И необходимо договориться до того момента, когда рынок окончательно сформируется и станет многомиллиардным.