Нет, не мной, увы, придуман сей заголовок. Позаимствован он из названия юбилейного вечера, посвященного 20-летию Российского государственного академического камерного "Вивальди-оркестра" под руководством народной артистки России Светланы Безродной. Вечер прошел в Концертном зале им. П.И. Чайковского в канун чисто русского праздника, имя которому - Старый Новый год.
Этот праздник связан в нашем миросознании с особой атмосферой, царившей и на улицах, и в домах, в далекие теперь уже времена некой, как ныне кажется нам, "ветхозаветной жизни" середины прошлого столетия. Жизнь та представляется нам сегодня (быть может, ошибочно?) вполне неспешной, размеренной, без резких взлетов и столь же стремительных падений, без суеты и суматохи, когда на прилавках пусть было и скудно, зато богато было в душах и сердцах.
Этим духовным богатством в полной мере одарила нас 13 января создатель "Вивальди-оркестра" Светлана Безродная. В приветствии президента Российской Федерации Д.А. Медведева коллективу "Вивальди-оркестра", оглашенного в начале вечера заместителем управляющего делами президента РФ И. Яременко, в частности, говорилось о том, что "ваши музыкальные спектакли становятся настоящим праздником для ценителей прекрасного". Еще одним подтверждением этому стал юбилейный вечер.
В первом отделении Светлана Безродная и ее "послушницы" как бы перелистывали вместе с переполненным залом лучшие страницы своей творческой биографии. Здесь было место классике всех эпох и направлений: от Вивальди и Моцарта до Чайковского и Свиридова, от Гершвина и Чаплина до Кальмана и Оффенбаха.
Фрагменты программ минувших лет и нынешних дней превращались по мановению смычка Безродной в яркий калейдоскоп музыкальных образов. Вместе с лидером "Вивальди-оркестра" и ее командой мы то погружались в пучины трагического мироощущения, свойственного одинокой, мятущейся душе (достаточно вспомнить хотя бы страшный и страстный финал балета Глюка "Дон Жуан", прозвучавший в середине отделения), то уносились в сладкие грезы лучезарного дет ства (свидетельство тому - музыка Леопольда Моцарта, написанная для маленького сына Вольфганга и исполненная артист ками оркестра в шляпах конца XVIII века), то беззаботно прогуливались в компании Дж. Гершвина и его собаки по Бродвею (фрагмент мюзикла "Прогулка" классика американской музыки ХХ века), то предавались беззаботному веселью, царившему в "Мулен Руж" (канкан из оперетты Оффенбаха "Орфей в аду" был исполнен, правда, без характерных движений ногами, присущих сему жанру, но зато с появившимися, что называется, в мгновение ока перьями на головах и с особым "фирменным" визгом танцовщиц парижского кабаре). Собственно, таким был финал первого акта.
Нет, не оговорился я здесь. Все, что мы видели и слышали на протяжении четырех часов, являло собой совершенно особую форму музыкального представления, быть может, и придуманную еще до Безродной, но именно ею доведенную до совершенства. Имя этому совершенству - Театр музыки.
В соответствии с творческим кредо художественного руководителя этого театра его артисты должны обладать виртуозной техникой и отменным артистизмом. Именно этими чертами и стремится наделить Светлана Безродная музыкантов своего коллектива на протяжении двадцати лет творческого пути. Путь этот уже прошли несколько составов "Вивальди-оркестра", меняются лица на сцене рядом с Безродной, но неизменным остается почерк музыкантов. Это и есть феномен под названием "школа". Огненные соло в "Грозе" Вивальди, прозвучавшие вначале, используем вновь театральную терминологию, и первого акта (каноническая версия), и второго - (новаторская - в компании с блестящим в прямом и переносном смысле саксофоном Игоря Бутмана), - лучшее тому подтверждение. Безродная как-то дала мне послушать это сочинение в записи почти шестнадцатилетней давности, сделанной во время первого американского турне оркестра. То, что звучало в старой записи и в зале 13 января нынешнего года, - абсолютно идентично. Это и есть трейд-марка маэстро.
Сей фирменный знак - удивительная (и артистическая, и человеческая) чуткость, я бы сказал, изысканная, но при этом абсолютно искренняя художническая тактичность Светланы Безродной. Пример? Романс Свиридова к пушкинской "Метели", посвященный маэстро светлой памяти Патриарха Алексия II (волею судеб сороковины были именно в Старый Новый год).
Во втором отделении, пронизанном ретроностальгическими тонами, вместе с "Вивальди-оркестром" и его лидером публику порадовали и Владимир Зельдин с его незабвенной "Песней о Москве", и Александр Ширвиндт с его непревзойденным легким юмором, и уже крепко сколоченная тройка - Дмитрий Назаров, Виктор Раков и Андрей Рапопорт. В их исполнении "Песенка об Арбате" Булата Окуджавы прозвучала как своего рода баллада о начале пути оркестра. Именно на Арбате, в здании Министерства культуры СССР (ныне здесь Дом актера), и родился 20 лет назад "Вивальди-оркестр".
Партнеры единственного в мире женского камерного коллектива по разным концертам, музыкальным спектаклям, шоу то и дело сменяли друг друга. Стоило только покинуть сцену королю степа Владимиру Кирсанову, как тут же вслед за ним на нее вышли виолончелист Денис Шаповалов и бандонионист Юрий Медяник. Искрометно мелькнул в знаменитой "Дружбе" Федор Чеханков.
Особой краской на юбилейной палитре стало выступление хора им. М.Е. Пятницкого под руководством народной артистки России Александры Пермяковой. Появление хора на сцене в этот вечер не было случайностью. Двух худруков объединяет их общее творческое кредо - приверженность к отечественной музыкальной культуре и неповторимый почерк, присущий им обеим в тончайших нюансировках с резкими перепадами от форте к пиано.
Кульминационной точкой и одновременно финалом ностальгического староновогоднего юбилейного вечера, блестяще проведенного Святославом Бэлзой и Аркадием Аркановым, стала знаменитая песня "Дорогие москвичи" из репертуара Л. и Э. Утесовых. Еще одно ноу-хау Безродной - дуэт Арканова и юной Мари Карне в этом шлягере полувековой давности.
Вместе с ними пели все участники представления. Пели и зрители. На растроганных лицах у многих были слезы.