На следующей неделе в Москве откроется выставка не для взрослых. Московская галерея "На Солянке" покажет детям (и желающим родителям) "Бонифация, Винни Пуха и других созданий Федора Хитрука".
История отечественной мультипликации в эскизах и графике знаменитого режиссера, материалы из Государственного центрального музея кино и частных коллекций, знаменитые мультфильмы Хитрука - все это маленькие и большие посетители увидят на выставке. В это же время российские кинотеатры демонстрируют зрителям десятки заграничных лент.
Что случилось с российской мультипликацией? Почему на десять заграничных мультфильмов, появляющихся в прокате, приходится один отечественный?
О новой мультипликации, о том, где посмотреть качественные отечественные ленты, и о том, почему сегодня взрослые равнодушны к мультипликационному искусству, размышляет известный режиссер-мультипликатор Гарри Бардин.
Российская газета: Гарри Яковлевич, в моем далеком детстве мультфильмы цитировали взапой все, даже взрослые. Они с такой любовью при каждом удобном случае вспоминали винни пуховских неправильных пчел. Ни одно застолье, наверное, не обходилось без "Маловато будет!" и "Щас спою!". А уж "Ежика в тумане" цитировали везде, даже в парикмахерских. Сейчас новые мультфильмы не цитируют. Мы разлюбили мультики?
Гарри Бардин: Да нет, не разлюбили. Просто сейчас всем правит рынок. Когда-то декларировали, что рынок все расставит по местам. Это было глубоко ошибочным. Культура - это не рынок. Это магазин высокой моды, и он никакого отношения к рынку не имеет. Здесь существуют другие законы. Когда на Западе говорят, что мы очень культурная страна, на мой взгляд, это не совсем так, потому что если взять по количеству симфонических оркестров, или по количеству залов для симфонических оркестров, или по количеству меценатов, вкладывающихся в симфонические оркестры, то мы просто малокультурная страна. Почему-то мы не заинтересованы в том, чтобы она стала культурной страной. Почему-то мы не заинтересованы в том, чтобы дети смотрели качественную мультипликацию, чтобы они смотрели качественное детское кино. И, что интересно, мы же не хотим, чтобы они пили некачественную воду или ели некачественные продукты. Так вот точно так же мы должны быть озабочены тем, чтобы они смотрели качественное кино.
РГ: Вы знаете, об этом говорят уже не первый год. Может быть, просто пора перестать говорить и сделать уже что-то реальное? Вот канал "2х2" отвоевал себе место в эфире, а с детским каналом ну просто засада какая-то.
Бардин: Ну, сейчас есть хотя бы "Бибигон", а "2х2", кстати, - это на потребу публики: жвачка и "Макдоналдс".
РГ: Ну а что с ним сделаешь? Никто ведь не принуждает смотреть...
Бардин: Если бы я был Сталиным, я бы вам сказал - расстрелять. Но я не Сталин. Конечно, государство должно употребить власть, но в чем? В том, чтобы была определенная политика.
РГ: И кто и как должен навести порядок?
Бардин: В принципе это должна решить власть. Государственные каналы должны пропагандировать хорошее кино, должна быть заинтересованность в качественной продукции.
РГ: Хорошо, а что вы скажете про импортные мультфильмы, которые идут в кинотеатрах, их пропагандирует телевизор, я имею в виду "Ледниковый период", "Мадагаскар", "Шрека"?
Бардин: Они достаточно профессиональны. Но качество их отличается от нашей бывшей советской мультипликации, которая была более моральна и добра. Там очень много жесткости, а иногда и жестокости. К сожалению, маленький зритель подсаживается, как наркоман, на такую мультипликацию. И тогда возникает синдром американской мультипликации: российские мастера под давлением продюсеров делают ту мультипликацию, которая уже понравилась детям, по американским лекалам на российскую тему и выпускают их в надежде добиться какого-нибудь коммерческого успеха, потому что о художественном успехе говорить особо не приходится. Вот такая у нас сумятица в умах происходит.
РГ: Скажите, есть что-то такое, что можно сказать с помощью мультфильма и нельзя художественным фильмом? Что такого особенного доступно мультипликации?
Бардин: О-о, очень многое. В десятиминутном фильме можно рассказать столько, сколько иногда не расскажешь в полнометражном художественном. Не зря Сергей Михайлович Эйзенштейн еще на заре мультипликации называл ее "суперкино", он предвидел ее перспективы и потенцию. И это оправдалось потому, что, несмотря на существующую предвзятость к мультфильмам (некоторые считают, что она только для детей), мультипликации подвластно многое. Это искусство на все возрасты. Ну, для кого, допустим, сделан "Ежик в тумане"? А "Журавль и цапля"? А возьмите трилогию о Винни Пухе... Мультипликация покрывает широкое пространство, диапазон огромный. Те же Саша Петров, Иван Максимов, Михаил Алдашин берутся не только за детские, но и за взрослые темы.
РГ: Есть ли сегодня высокая мультипликация?
Бардин: Конечно, есть. Это авторская мультипликация. На питерской киностудии "Мельница" делают замечательные работы, например "Маленькая Василиса" молодого режиссера Дарины Шмидт, очаровательный фильм. У нас в Москве замечательный фильм сделал Иван Максимов, который я, кстати, нигде не видел - ни на телевидении, ни в прокате. А фильм Саши Петрова "Моя любовь"? Это потрясающий фильм, шедевр позапрошлого года, и тоже широко не известен, а о нем нужно кричать, он должен быть в каждом доме!
РГ: Вы знаете, я посмотрела сайт мультипликаторов и была потрясена: оказывается, сегодня существует огромное количество конкурсов, фестивалей, где показывают качественные работы, но зритель не видит и малой части того нового, что сделано.
Бардин: У нас снимается около двухсот художественных картин, а зритель видит по крайней мере четыре-пять из снятых. То есть они или выходят на DVD, или, если повезет, их показывают по телевидению. Это общая прокатная беда. Что касается мультипликации в частности, то когда-то была такая практика советских времен, когда собирали с бору по сосенке разные фильмы разного формата, разных стран и показывали такие сборники. В малом зале в "России" (там сейчас казино) и кинотеатре "Орленок". Сейчас этого нет. Кажется, только в кинотеатре "5 звезд" идут мультфильмы целенаправленно.
То есть сегодня для того, чтобы фильм был увиден, поневоле нужно, чтобы его увидел кинозритель. Телевидение же не заинтересовано в показе мультфильмов по одной простой причине: по закону о СМИ они не имеют права прерывать детские передачи рекламой, и от этого им как бы нерентабельно показывать мультфильмы для детей, даже хорошие. А кроме того, на телевидении есть загадочное слово "неформат". Когда в дверь высотой два метра пытается пройти баскетболист ростом два метра двадцать сантиметров, это я понимаю, это неформат. Но что такое "неформат" в художественном произведении, убейте меня, не понимаю.
РГ: Насколько я знаю, у вас есть внук. Что вы покажете ему, когда придет время смотреть мультики?
Бардин: Я готовлюсь к этому, как к первому свиданию. Сейчас ему только год и девять месяцев, и телевизор смотреть ему не разрешают, а вот когда разрешат... Мне предстоит решить большую задачу - очень хочется понравиться моему самому главному зрителю.