Как бы ни менялась жизнь, а врачи как брали мзду со своих пациентов, так и берут. Только мотивы разные. К такому категоричному выводу пришли исследователи Независимого института социальной политики.
В 2002 и 2007 годах они провели опросы врачей и пациентов государственных и частных медицинских учреждений, посвященные проблеме неформальных платежей и их мотивации. Как пояснил заместитель директора института Сергей Шишкин, "эта тема - одна из наиболее закрытых в профессиональном сообществе медиков, поэтому все полученные нами оценки можно расценивать как экспертные".
Итак, что же изменилось за пять лет, а что осталось константой? Первое, о чем с уверенностью можно сказать, - брать меньше не стали. Другое дело, что несколько изменилась форма мздоимства. В 2002 году наиболее распространенной формой взяточничества среди врачей была "плата по тарифу". То есть пациенту сразу, напрямую, либо через других больных или третьих лиц называется сумма, в которую ему обойдется, например, операция. Если отказываешься платить, то и врачебной помощи не получишь. Сейчас же на первый план выходит "плата-благодарность". В этом случае пациент сам определяет, заслуживает ли врач вознаграждения и в каком размере.
Исключение составляют "врачи-звезды". Это специалисты очень высокого класса, и брать с пациентов деньги за свою работу для них практически дело чести. Как пояснил Сергей Шишкин, логика таких профессионалов, как показали интервью, примерно следующая: "Я сам положил здоровье на этих операциях и их совершенствовании, так почему другим должен возвращать его бесплатно?" Как правило, пациенты, не способные оплатить услуги такого врача, перенаправляются к специалистам "попроще".
Интересовал исследователей и вопрос перераспределения собранных с пациентов денег. Врачи оставляют себе всю сумму или делятся с кем-то еще? И в 2002, и в 2007 году медики рассказывали, что наиболее распространена практика, когда собранные средства распределяются внутри врачебной бригады, немного перепадает среднему и младшему медперсоналу, кроме того, определенный процент отчисляется заведующему отделением. В среднем начальникам достается процентов по 10 от каждого врача. За что? Медики отмечают, что именно заведующий отделением "страхует" врачей. Он является конечным экспертом, в спорных случаях, будучи высокопрофессиональным специалистом, зачастую решает судьбу больного. И если в 2002 году эти цепочки в больницах только начинали выстраиваться, то через пять лет они стали достаточно жесткими. А заведующие отделениями превратились по сути в дирижеров этими процессами.
Правда, "врачи-звезды" и тут не вписываются в общее правило. Они считают, что пациент платит именно за их заслуги, и они имеют право не делиться. Но при этом "звезды" стараются иным способом отблагодарить своих подчиненных - посылают их на дополнительное обучение или помогают в решении серьезных профессиональных или бытовых вопросов.
Бывают ли конфликты внутри коллектива при распределении неформальных денег - еще один вопрос, на который попытались ответить исследователи. И выяснили, что в 2002-м конфликты возникали чаще. Тогда наиболее обиженными были медсестры и нянечки. Сейчас они научились самостоятельно зарабатывать на уколах, капельницах и уходе за тяжелобольными, а потому стали меньше зависеть от "милости врачей" и конфликтовать.
Итак, если смотреть в цифрах, то с 2002 по 2007 год врачи-взяточники перераспределились следующим образом. С 25 до 35 процентов увеличилось число "последовательных сторонников" неформальных платежей, то есть врачей, убежденных, что за здоровье надо платить. При этом число "вынужденных сторонников" (тех, кому вроде стыдно брать деньги с пациентов, но еще стыднее перед своими детьми, которым не могут купить элементарные вещи из-за низкой зарплаты) уменьшилось с 50 до 23 процентов. При этом в связи с участившимися проверками со стороны прокуратуры появилась новая группа -"минимизирующих риски" (это те, кто боится попасться на "тарифах" или "благодарностях", а потому готовы брать деньги только у проверенных людей или в каких-то особых ситуациях). Число "сожалеющих" также упало с 15 до 10 процентов (к этой категории, по классификации исследователей, относятся участковые терапевты и педиатры, которые и рады бы брать, да им не предлагают). Уменьшение "сожалеющих", по мнению аналитиков, связано с увеличением зарплаты им.
Еще категория - это ярые противники "благодарностей", люди, не берущие деньги ни при каких обстоятельствах, так сказать, "советской закалки". Их число тоже уменьшилось с 10 до 7 процентов.
Любопытно, что исследователи увидели не только порочность в факте существования неформальных платежей в больницах. С одной стороны, они компенсируют низкую зарплату медиков и таким образом позволяют им продолжать работать на своих рабочих местах, а также стимулируют врачей постоянно повышать квалификацию. Главный минус - снижение доступности качественной медицинской помощи для тех, кто не может платить.
Справедливости ради надо отметить, что в большинстве случаев больные сами выступают инициаторами неформальной оплаты услуг врача. И движут ими три основных мотива. Первый - рациональный: я заплачу, и меня лучше обслужат. Кстати, как отметили медики во время исследований, к 2007 году пациенты стали более требовательными к качеству обслуживания и результатам работы врача. Второй мотив - жалостливый: мол, врачи и так мало зарабатывают, надо их поддержать. И третий - следование традициям: "Моя мама носила врачам конфеты, значит, и я должна платить".
Справка "РГ"
Как утверждают аналитики, цена вопроса, если пациент платит мимо кассы, - 50 процентов от официальной стоимости, указанной в прейскуранте. По крайней мере это наиболее распространенная такса. (Тем более что сейчас даже в государственном медучреждении одну и ту же услугу можно получить как бесплатно, по полису медстрахования, так и за деньги, а потому все расценки есть в открытом доступе.) Пациенты также ориентируются на прейскуранты коммерческих больниц и поликлиник. Наиболее состоятельные и удовлетворенные качеством лечения могут заплатить и 100 процентов цены. На "врачей-звезд" эта практика не распространяется - стоимость своих операций они устанавливают самостоятельно.
К примеру, в Подмосковье операция по удалению камней из желчного пузыря у высококвалифицированного врача, использующего современные технологии, стоит "по тарифу" 15 тысяч рублей.