19.01.2009 09:00
Власть

В Москве обсудили газовое сотрудничество с Украиной и Европой

стала итогом международной конференции и российско-украинских переговоров
Текст:  Владимир Кузьмин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4829) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4830)
Читать на сайте RG.RU

В субботу в Москве в более широком международном кругу обсуждали осложнившееся в начале года газовое сотрудничество с Украиной и Европой, пытаясь не только снять разногласия текущего дня, но и подумать о том, как в будущем избежать подобных чрезвычайных ситуаций.

Россия сделала все возможное, чтобы разблокировать транзит своего газа в Европу через территорию Украины. Но серия двусторонних контактов с руководством соседнего государства и переговоры газовых компаний, привлечение в качестве посредника европейских стран и создание механизма международного контроля за транзитом результата так и не дали.

Когда стало понятно, что даже международные механизмы не могут заставить Украину возобновить транзит газа на Запад, а в Европе терпение дошло до точки кипения, российское руководство снова попробовало воздействовать на ситуацию всем миром.

В середине прошедшей недели президент Дмитрий Медведев предложил провести в Москве международный газовый саммит на уровне глав государств и правительств стран - потребителей и транзитеров российского газа.

Хотя Еврокомиссия в газовом кризисе сыграла двоякую роль. Она вроде бы и занималась содействием и в то же время держалась в стороне от непосредственного участия, предпочитая ограничиваться заявлениями. "Мне кажется, что позиция Евросоюза, который ставит на одну доску Украину и Россию, фактически является поддержкой Украины, которая нарушает свои транзитные обязательства", - обратил внимание премьер Владимир Путин накануне после переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель.

Куда больше усилий для прорыва газовой блокады сыграли европейские гранды - такие, как Германия или Франция. Да и в целом активность Евросоюза больше проявилась на уровне отдельных государств и их лидеров.

Всего же, с учетом представителей Еврокомиссии и российского руководства, на саммит в Москве собрались 12 делегаций. При этом помимо страдающих от газового дефицита Словакии, Молдавии, Чехии, Сербии, Турции и Боснии на приглашение приехать в Москву отозвались в Белоруссии, Казахстане и даже Армении, делегацию которой возглавил лично президент Серж Саргсян. Присутствовала на конференции и Украина. От лица Киева выступила премьер-министр Юлия Тимошенко, перед отъездом в российскую столицу объявившая себя единственным переговорщиком по газу с Россией.

В субботу Тимошенко как раз еще предстояло провести переговоры с премьер-министром Владимиром Путиным. Причем состояться они должны были буквально перед конференцией, но вышло все наоборот. Премьеры, едва встретившись в Белом доме, тут же отправились в Кремль.

Открывая конференцию, Дмитрий Медведев сразу же выделил два основных вопроса, которые делегации могли бы обсудить. "Это коллективный поиск развязки той проблемы, которая до сих пор сохраняется, - заявил российский лидер. - И второй, может быть, не менее важный, в чем особенно я вижу такое специальное значение нашей встречи, - это возможность создать эффективный, постоянно действующий международный механизм, который в будущем не позволит возникать таким ситуациям, который будет обеспечивать нормальный транзит".

Нынешний кризис, по мнению Медведева, показал, что существующие международные регуляторы в подобных ситуациях более неэффективны. Это касается и Энергетической хартии, которую, как позже заявил глава государства, Россия не применяет и применять не будет.

"В последнее время мы исходили из того, что тот режим энергобезопасности, который сложился в Европе, является оптимальным, - подчеркнул на итоговой пресс-конференции глава государства. - Оказалось, нет. Поэтому нам нужно думать над тем, каким образом создать добротную, правовую основу".

Задача эта для заинтересованных сторон, как говорится, на перспективу. Пока же всех больше интересует, когда, на каких условиях будут решены все вопросы с Украиной, а российский газ наконец-то вернется в Европу.

- Для того чтобы окончательно договориться по вопросам возобновления поставок, нам необходимо договориться о том, чтобы был надлежащий контроль, не было несанкционированного отбора, как рассчитываться и какой технологический режим будет поддерживаться в трубе, - обозначил условия Дмитрий Медведев.

По части вопросов предложения уже были известны. Например, обеспечить Украину технологическим газом, необходимым для работы ГТС в режиме транзита, мог бы международный консорциум газовых компаний Европы. Накануне "Газпром" разослал предложения по созданию консорциума своим партнерам.

В Москве придумали еще и альтернативный вариант. "Речь идет о государственной гарантии, которая могла бы обеспечивать на какой-то промежуток времени интересы российских поставщиков газа", - заявил российский президент. Форма такой гарантии - безотзывный аккредитив в одном из ведущих банков Европы. Основанием для списания денег со счета было бы обращение российского поставщика газа о несанкционированном отборе, подтвержденное группой международных наблюдателей.

Другим осложнением транзита газа отчасти являлось отсутствие двустороннего российско-украинского соглашения о поставках топлива.

"Украина должна рассчитываться за газ по европейским ценам, - заявил Медведев. - Это совершенно нормально, ничего ущербного тут нет. Наши другие партнеры платят эти деньги, и Украина вполне способна их платить".

И в рыночных ценах ничего плохого нет. Наоборот, текущая ситуация в мировой экономике работает в перспективе на потребителей газа. "Цены на газ будут существенно ниже, чем они есть сегодня: в два раза, может быть, даже в 2,5 раза ниже, - подчеркнул российский лидер. - Поэтому это гораздо более справедливая система, так работает весь мир и так должны работать мы с нашими украинскими партнерами".

Дмитрий Медведев при этом не раз замечал, что возлагает особые надежды на переговоры премьеров двух стран, которые в полном объеме должны были состояться по окончании конференции.

И тут возник вопрос: а обладает ли Юлия Тимошенко мандатом на переговоры? "Премьер-министр в силу своего служебного положения, как иногда среди юристов говорят, "ex officio" - всегда способен на совершение определенных действий, - отреагировал Медведев. - Я надеюсь, что и сегодня это так и что никакие полномочия для премьер-министра Украины не урезаны и не ограничены".

Глава Российского государства итоги прошедшей конференции оценил положительно.

Внешняя политика Нефть и газ