20.01.2009 04:35
Экономика

Цены на авиабилеты в России могут снизиться на 20 процентов

Авиакомпании выводят из эксплуатации российские суда, чтобы сэкономить на топливе
Текст:  Людмила Морозова
Российская Бизнес-газета - : №0 (686)
Читать на сайте RG.RU

Снижение цен на авиакеросин и резкое сокращение пассажиропотока могут привести к тому, что авиабилеты значительно подешевеют. По прогнозам аналитиков, цены на авиабилеты в России в ближайшие два месяца могут снизиться процентов на 20.

Кроме того, правительство России рассматривает возможность введения отсрочки для российских авиакомпаний до 6 месяцев на уплату таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость на ввоз в страну импортных самолетов всех типов. Поручение рассмотреть возможность принятия такого решения дал премьер-министр Владимир Путин в последний день прошлого года.

Тем временем Министерство транспорта России прогнозирует снижение воздушных перевозок в стране в 2009 году на 10 процентов по сравнению с годом нынешним, по мнению же независимых экспертов, эта цифра может достигнуть 30. Минтранс намерен принять меры по поддержанию отрасли.

Одна из них - восстановление фактического паритета на международных воздушных линиях в соответствии с действующими межгосударственными соглашениями о воздушном сообщении. А именно отозвать допуск на выполнение международных полетов у тех российских авиакомпаний, которые, не реализуя собственные возможности, на основе коммерческих соглашений передают свои права на выполнение международных рейсов зарубежным компаниям, что в свою очередь приводит к фактическому росту удельного веса перевозок иностранными авиакомпаниями.

Другой мерой по поддержанию отрасли воздушных перевозок станет выдача льготных кредитов авиакомпаниям по утвержденной минфином схеме. Какие будут конкретные критерии выдачи кредитов на поддержание авиаперевозчиков, пока не известно. Однако повезет не всем. На деньги смогут рассчитывать только те компании, которые перевозят более 1 миллиона пассажиров в год, причем более половины - на регулярных рейсах. А вот недобросовестных перевозчиков будут с рынка убирать, отмечают чиновники минтранса.

В то же время многие эксперты сходятся во мнении, что спасти отечественную авиацию может только государство. К тому же не за счет бюджетных вливаний в отдельные компании, а за счет создания конкурентной среды на рынке авиатоплива и снижения таможенных пошлин на импортную технику.

На отказ россиян от полетов повлияли рост цен на авиатопливо и устаревший авиапарк. По данным минтранса, у компаний, перевозящих пассажиров на отечественных самолетах, составляющая цены топлива в конечной стоимости авиабилета доходит до 70 процентов, в то время как средний мировой показатель составляет 22 процента. В итоге в октябре средний тариф экономкласса на внутренних перелетах за год вырос более чем на три тысячи рублей - с 11 до 14 тысяч рублей.

В свою очередь авиакомпании решили сэкономить на топливе сами и вывести отечественные самолеты из своего парка. Как отметили "РБГ" в авиакомпании S7: "В ноябре этого года компания отказалась от отечественных самолетов Ил-86 и Ту-154, которые расходуют много топлива. Иномарки более экономичны".

Авиакомпания ГТК "Россия" также сообщила "РБГ", что перевооружает свой парк воздушных судов на топливно-эффективную иностранную технику, в 2008 году был запланирован отрицательный результат деятельности в размере 600 миллионов рублей. На самом деле убытки будут несколько больше из-за резкого роста стоимости авиатоплива весной и летом - с начала года увеличение цены "съело" более 4 миллиардов рублей. Причем эти расходы невозможно полностью переложить на пассажиров и включить в стоимость билета.

В "Аэрофлоте" уже давно перешли на иностранную технику, и все же национальный авиаперевозчик ждет, что в 2008-м прибыль уменьшится почти в четыре раза - до 85 миллионов долларов.

На самом деле, как отмечают аналитики в России, цены на керосин оказались выше общемировых, поскольку стоимость авиакеросина за рубежом упала на 38 процентов. У нас же топливо заметно дешевеет лишь в Москве, где цены снизились в среднем на 30 процентов и составляют от 16 до 17 тысяч рублей за тонну.

В регионах обстановка менее утешительная. Впрочем, и здесь процесс снижения цен на авиатопливо заправочными компаниями все-таки идет, правда, не всегда без вмешательства ФАС. Так, с 1 декабря 2008 г. авиационное топливо в аэропорту Барнаула стоит 22 тысячи рублей за тонну, что на 25 процентов ниже прежней цены . В аэропорту Кольцово с 11 декабря тонна реактивного топлива стала стоить 20,5 тысячи рублей без учета НДС. В аэропорту Курган с 21 декабря цены на авиакеросин снижены на 18,2 процента, теперь тонна стоит 27,4 тысячи рублей.

Если цены будут снижаться и дальше, то авиаперевозчики готовы пересмотреть и стоимость билетов на самолеты. Произойдет ли это, когда и в каком размере, зависит теперь только от руководителей авиакомпаний. В то же время цены на билеты авиакомпании устанавливают исходя из своих среднегодовых показателей.

Авиатранспорт