Сколь бы ни были продолжительны новогодние празднества для телезрителей, а для политических телеоракулов они оказались еще более затяжными. Владимир Соловьев, Владимир Познер, Максим Шевченко со своими политическими ток-шоу отдыхают от нас - зрителей. А мы - от них, пророков в нашем Отечестве.
Шутка Ивана Урганта
Шла утренняя программа "Смак". Солировал Ургант. Как всегда добродушно и непринужденно. Артистка Елена Захарова помогала ему готовить пельмени. Пришел черед вытаскивать из кипящей воды дымящийся продукт. Телеведущий взялся за шумовку, которая вдруг напомнила ему почему-то мухобойку...
...То было, судя по всему, далеко не первое "смакование" в ту рабочую смену, когда писался пакет-букет выпусков программы. Наверное, телеведущий, напробовавшийся за день эксклюзивных завтраков, обедов и ужинов, был уже сыт.
Аппетита никакого, а воображение нечаянно взыграло. Вот Ивану и привиделись телезрители мухами, облепившими экран телевизора. Он и замахнулся на телекамеру своей шумовкой-мухобойкой.
А что?.. Может, и в этой шутке есть своя доля сермяжной правды?.. Пускай и обидной.
Взаимозачет
Мы, удобно расположившись в креслах и на диванах перед своими домашними экранами, смотрим на всех этих телевизионных массовиков-затейников типа Петросяна или Задорнова, на массовиков-попсовиков типа Киркорова или Лолиты, на шоуменов типа однофамильцев Малаховых, как на назойливых насекомых, которые жужжат, стрекочут и мелькают перед глазами с понедельника до воскресенья. Мы клеймим и честим их самыми обидными словами...
Так ведь и у них есть свой счет к нам. И мы для них - вечно голодные на зрелище, вечно перелетающие из света в тень, с канала на канал мухи...
Требуем того, не зная чего, и отчаянно бьемся о стекло телеящика со своими претензиями и противоречивыми пожеланиями. Поневоле размахаешься тем, что попадет под руку. Мы то и дело в телевизор грозимся метнуть чем-нибудь тяжелым. И у них, оказывается, нервы не железные.
Мухобойка, впрочем, не самый эффективный способ борьбы с нами. Точечные бомбардировки тут не помогают. Слишком нас много. От нас не отмахнешься. Вот клейкая лента - другое дело.
Столь яркая, как "Аншлаг". Столь приторно сладкая, как концерты с участием Валерия Меладзе, Софии Ротару, группы "ВИА Гра" и прочих знаменитостей отечественной попсы. Столь экстремальная, как "Программа максимум". Столь нарядная, как проект "Ледниковый период"...
Таких лент в постпраздничном эфире было развешено изрядное количество.
ТВ повторного шоу
Понятно, что в эти дни последовало несколько повторов новогодних шоу. Это для тех телезрителей, кто их пропустил. Неважно - сознательно или нечаянно. За праздничным столом или - под ним.
Надо признать, вне праздничного контекста и без застолья они смотрятся еще хуже. Тут куда ни кинь камушек (хоть в "Золотую рыбку" или "Голубой огонек" на "России", хоть в "Проводы старого года" на Первом), все попадешь не в бровь, а в глаз.
Первый канал в минувшее воскресение к тому же напомнил о "Забытых в раю". Но лучше бы этого не делал. Битва мало интересных робинзонов за три миллиона призовых совсем уж увяла. Если эта "лента" и была когда-то клейкой, и на нее ловился в свое время народ, то нынче она иссохла; и только от большой скуки и в состоянии глубокого безразличия на нее можно попасться.
В арсенале Первого есть еще одна "липучка" - Собчак-дочка. Она расплела африканские косички, в коих позировала где-то близ Панамы, надела очки в черной оправе и села играть на деньги с Дмитрием Дибровым, новым ведущим шоу-викторины "Кто хочет стать миллионером?".
Миллионершей девушка не стала. По крайней мере на сей раз.(Ограничилась пятью тысячами рэ, которые, впрочем, легко приумножит на корпоративах. Но все равно обидно - в имидже она кое-что потеряла.)
Она осеклась на вопросе: "Чем знаменательна Валаамская ослица?". Ответила, что "непомерным упрямством" и проявила ослиное упрямство, настаивая на своем, несмотря на намеки ведущего быть осторожнее в категоричности тона.
Ответ оказался неправильным. Правильный ответ: Валаамская ослица умела говорить. Это стало откровением для выпускницы МГИМО и, будем надеяться, несколько понизило ее завышенную самооценку.
...А он тот же самый
"Ледниковый период" вернулся в формате "Гала-концерта". Шоу было сделано по принципу: тех же щей... Но без Татьяны Тарасовой и Анастасии Заворотнюк. Минус мог бы обернуться плюсом, если бы не выяснилось, что фигурное катание дилетантов на паритетных началах с профессионалами как самоценное художественное произведение не производит впечатления.
То же самое можно сказать и о сериале "Жаркий лед". Это такой же "Ледниковый период", но только в беллетристическом формате: чемпионские амбиции одних, карьерные претензии других, любовные драмы, закулисные интриги, подсиживания, провокации и, несмотря на все эти сложности, в итоге - триумф сильнейших, величие красивейших.
Вроде бы и все хорошо, что хорошо кончается. Но, увы, не все, что благополучно закончилось - хорошо само по себе.
Создатели "ледового мыла" перевернули принцип ледовых шоу. Они решили: если драматические артисты могут в короткие сроки освоить коньки и лед, то почему нельзя и наоборот: подучить фигуристов драматическому ремеслу. И пусть профессионалы и дилетанты обменяются ролями.
Обменялись. Что из этого вышло? Ничего, кроме усреднения класса всего, везде и во всем. Будь то на льду. Или на манеже... Или на съемочной площадке какого-нибудь фильма...
В сериале "Жаркий лед" великий фигурист Алексей Ягудин играет самого себя. Но так плоско, так однотонно... Все психологические переходы от одного состояния к другому опускаются, и мы видим только знаки состояний - знак обиды, знак влюбленности, знак недоверия и т.д.
Ягудин (да и другие заслуженные мастера спорта) в роли своего героя соотносим с уровнем фигуриста, научившегося сносно катиться "ласточкой".
Другое дело, что на это не очень-то и обращаешь внимания. Поскольку все так играют - и заслуженные артисты, и заслуженные-перезаслуженные мастера спорта. Кто-то чуть лучше, кто-то несколько хуже.
В сущности, у этой клейкой ленты на мух марки "Жаркий лед" две "фишки" - круто замешанные мелодраматические дрязги между тренерами, фигуристами, их родителями, их покровителями и т.д. и раскрученные Первым каналом лица мастеров фигурного катания.
Спортивные чемпионы и призеры по идее должны были бы придать некоторую убедительность этому ледниковому периоду нашего ТВ, но, увы... Попадая в магнитное поле ненастоящего, неподлинного, даже настоящие люди обречены сами стать на время или навсегда ненастоящими. То есть тенями самих себя.
***
Но тут опять нам, телезрителям, не худо бы на себя оборотиться. А точно ли, что мы сами настоящие?