Если главный капитал страны - "человеческий", то главная проблема России - "амортизация человеческого материала".
Чего стоят разговоры про "высокие технологии", если не остается "высоких технологов"? Какой такой "средний класс" мы, в России, спим и видим "вырастить", молимся на него, как на манну небесную? Средний класс любителей халявного пива?
"Образованщина", - презрительно бросил Солженицын по адресу... Да - по адресу научно-технической интеллигенции СССР! Верно - не было уже там Менделеева и Достоевского. Но был мощный, "толстый" культурный слой. Была плотная ноосфера. Высокий уровень среднего образования. Сильнейшие в мире мехмат МГУ, МФТИ, МИФИ. Престиж образования, науки. Был креативный, творческий класс. Пусть самая читающая страна в мире - как и положено нормальным, живым людям - предпочитала не "Белинского и Гоголя", а Пикуля и Семенова, но, во-первых, миллионы читали и Булгакова, Ахматову, Пастернака, да и Солженицына, а, во-вторых, тот же Семенов - это какой-никакой, но культурный уровень.
"Образованщина"... Да это мечта, все отдаляющаяся и отдаляющаяся, по мере отрывания листков календаря. Ильф и Петров, Высоцкий, Рязанов-Гайдай, Жванецкий, Райкин - советская массовая культура. До таких образцов сегодняшней России - как до неба.
Я презираю журналистский "суточный пафос". Но иначе как НАЦИОНАЛЬНОЙ КАТАСТРОФОЙ нельзя назвать то разрушение науки и культуры, которое началось в конце 1980-х и продолжается непрерывно до сего дня. Озоновые дыры в ноосфере расширяются постоянно - и это давно уже смертельно опасно для национального интеллектуального здоровья, национальной интеллектуальной безопасности.
Сначала - массовый исход лучших, конкурентоспособных в мире ученых, обескровливание науки, отъезд целых научных школ в математике, физике. Затем еще более повальный исход интеллигенции в бизнес. Бизнес кое-что выиграл, в том числе появились и зачатки высокотехнологичных фирм (сейчас они, кстати, трещат под ударами кризиса). Но крупных технологичных сегментов экономики создать не успели, а науку разрушили.
По мере того как исчезала критическая масса ученых, наука перестала самовоспроизводиться. Дальше начался развал, послойный распад всей ноосферы - образования, искусства, культуры, наконец, просто интеллигентности, интеллекта, здравого смысла людей. А это еще пострашнее краха высокой науки. В конце концов если есть культурный слой, из него может вырасти наука. Но если его нет... Кроме того, культура - самоценна, это система. Живая культура вырабатывает озон, которым люди дышат и воспроизводят культуру. Если озона нет, культура умирает, отмирает целыми слоями.
Не интеллигенция, даже не здравый смысл задает тон в обществе, а обычное самодовольное жлобство.
Культура гибнет не от голода (как в начале 1990-х), а от дурного, халявного жира. Хвастливый и бездарный гламур добивает, дотаптывает реальную человеческую речь, человеческую мысль. А когда этот гламур соединяется с лживым барабанным пафосом, получаем еще более вредную смесь, агрессивный гламур-"патриотизм"...
В концентрированном виде все это выражено в главном аппарате поддержания/подавления культуры - в ТВ.
Стало общим местом признание того, что наше ТВ - ПОЗОРНО. "Дураков ящик" является самой серьезной, с моей точки зрения, угрозой национальной безопасности, средством оглупления, деинтеллектуализации широких масс, особенно молодежи. Это куда страшнее для России, чем "американский империализм", с которым так отважно бьются ТВ-патриоты...
Но, право, иногда устаешь ругаться. Хочется, страшно хочется найти, "чем сердце успокоится", - найти какие-то "островки стабильности", которые можно противопоставить наводнению гламура.
Такие передачи попадаются и на "больших каналах" - хотя, увы, погоды там совсем не делают. Есть целый канал "Культура", который, в общем, оправдывает свое название.
Недавно я открыл для себя еще один канал "Петербург - Пятый канал". Оказывается, народ его уже заметил и отметил. Что ж, он интересен не только сам по себе, но и как модель.
Один из региональных ТВ-каналов, имеющий общероссийский статус. Чем он отличается от "больших" федеральных каналов? На мой вкус, только одним - это канал с ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ речью.
Легко сказать, чего там нет. Всего того, что бьет по глазам и ушам - барабанного пафоса, эпатажного гламура (хотя его богиня, как известно, как раз из Питера и произошла), атмосферы самодовольных нуворишей. Нет халтурных сериалов "по пилежу бабла".
Нет, на этом канале нет "ничего особенного". Он - не "диссидентский", не сыплет великими сенсациями/разоблачениями. В наших условиях это невозможно, да и не этот жанр сегодня нужнее всего.
Главное, что меня привлекло, - смотришь И НЕ СТЫДНО. Не стыдно смотреть на экран. С тобой разговаривают (кстати, не орут на тебя!), как с нормальным человеком, не как с "дебилом на понтах".
Это проявляется и в форме разговора, и в содержании.
Вот вам, пожалуйста, - передачи про "человеческие интересы".
Серия американских фильмов про жизнь природы, где участвуют Джулия Робертс, Энтони Хопкинс и т.д. История русского рока - откуда ее вести, если не из Питера?! Замечательная программа "В нашу гавань заходили корабли" - она нашла свою гавань на "пятом". "Клуб знаменитых хулиганов" - для малышей.
Но самое ценное - в их эфире есть настоящая питерская атмосфера. Та, что заставляет (заставляла?) говорить про город как про "культурную столицу России". Питеру страшно повезло, что он перестал быть столицей - это спасло его от окончательного затопления халявными нефтедолларами. Чиновники, самые крутые бизнесмены и т.д. уезжают из города, а "культурный слой" остается. Кстати, "культурный слой" - название одной из передач канала. Ведет ее очень любимый мною историк Лев Лурье - несуетливый питерский интеллигент, который до сих пор работает учителем в одной из гимназий Петербурга.
Они рискнули сделать даже программу "Прогресс" - про науку! Ну уж это-то кому нужно?! Хватит зрителю и анекдотов пополам с пиф-паф-сериалами. Оказывается, неправда, можно смотреть, ХОЧЕТСЯ смотреть и про науку! Может, потому и хочется, что Питер - город, сохраняющий научный слой? В Петербурге работает самый знаменитый математик России, академик Фаддеев, а учителем в школе (ну и учителя у них там!) трудится "нелюдимый гений" Перельман - единственный в России лауреат высшей математической Филдсовской премии...
Но, конечно, это не "канал синих чулков". Хорошие западные фильмы, как правило, не ужастики, наши фильмы, - опять же, "напоминающие кино".
И атмосфера, атмосфера: они (ТВ) доверяют тебе, держат тебя не за "жвачное животное", не за лоха, а за нормального человека. Ты в ответ начинаешь доверять им, держишь их не за лохотронщиков, а за собеседников. Ведь так просто, как сказал бы Толстой.
Почему же не попробовать такую "необычную форму работы" на других каналах - попробовать не орать, стебаться, пугать, а просто разговаривать по-людски? Вдруг да получится?