20.01.2009 04:30
Экономика

Убытки России от транзитных конфликтов превысили 14 миллиардов долларов

Как снизить риски транспорта российских грузов
Текст:  Алексей Чичкин
Российская Бизнес-газета - : №0 (686)
Читать на сайте RG.RU

Беспрецедентная ситуация с транзитом российского газа через Украину, как и прежние конфликты РФ с Украиной и Белоруссией, а также с Турцией по транзиту российской и каспийской нефти, повысили до максимального уровня внешнеэкономические риски для России. По экспертным оценкам Союза российских судовладельцев, Минтранса и Минпромторга России убытки российской стороны от всевозможных транзитных конфликтов за 1995-2008 годы превысили 14 миллиардов долларов. Сегодня аналитическое сообщество, как и федеральные ведомства с бизнес-структурами, вернулось к изучению возможностей снижения транзитных рисков. В частности, принимаются меры по ускорению строительства прямых (не транзитных) трубопроводов: это газопроводы "Северный поток", "Южный поток", нефтепроводы Бургас-Александруполис (Болгария-Греция), БТС-2, Восточная Сибирь-Тихий океан), которые позволят к 2014-2016 годам сократить транзитные расходы РФ минимум на 300 миллионов долларов за год с нынешних 750-800 млн долл. в год.

По последним данным Минтранса, РЖД, Минпромторга и Минэкономразвития России (декабрь 2008 г. -январь 2009 г.), доля транзита в объемах экспортных перевозок в дальнее зарубежье российского газа превышает 75 процентов, нефти - около 45, химических грузов - свыше 35, угля, лесотоваров, металлургического сырья - примерно 30, контейнерных грузов - свыше 55 процентов. А доля транзита в объеме импортных перевозок РФ достигает 65 процентов.

Правда, за последние пять лет доля экспортного транзита нефти, угля, лесоматериалов, металлосырья, контейнерных грузов снизилась на 10-14 процентов, химических - на 6-8 процентов благодаря вводу в действие новых транспортных объектов и экспортных терминалов в пределах российской территории. Словом, транзитные риски немного понизились. Но "украинские прецеденты" и вводимые Турцией с 1995 года ограничения на транзит российской и каспийской нефти через Босфор-Мраморное море-Дарданеллы показали, что транзитные проблемы чреваты для России и политическими издержками. А мерами воплощения такой политики остаются в первую очередь односторонние повышения транзитных тарифов и/или ограничение транзитных перевозок, изменение транзитных соглашений, несанкционированный отбор грузов.

По данным российской Ассоциации независимых центров экономического анализа, есть два основных варианта минимизации рисков, связанных с транзитом, например, российских газа и нефти, в том числе на пути к конечному потребителю. Первый: строить собственные сети, покупать акции трубопроводных компаний, по артериям которых эта продукция перекачивается в Европу. То есть - стремиться удержать маршруты доставки под прямым имущественным контролем.

Второй вариант: защищать поставки газа и нефти непосредственно в трубопроводах международно-правовыми инструментами, в том числе зарегистрированными в международных юридических структурах двух-трехсторонними соглашениями. То есть - не приобретением собственности в трубопроводных компаниях и не приобретая в собственность сами трубы, по которым эти продукты прокачиваются в Европу.

Как сообщил автору кандидат экономических наук Андрей Кобяков, первый зампред правления информационно-аналитического фонда "Русский предприниматель", "экономические, а значит, и политические риски России из-за транзитных конфликтов, похоже, имеют тенденцию к росту. А в сфере поставок в Европу столь значимых для нее российских нефти и газа надо прежде всего разработать такой многосторонний правовой механизм, который предусматривал бы с участием Евросоюза постоянный мониторинг ситуации транзитом на всех его географических "точках" и технологических стадиях. Причем это надо было делать еще несколько лет назад, когда случался первый "эксцесс" с газотранзитом через Украину. Что касается других путей сокращения этих рисков, требуется ускорить создание прямых экспортных маршрутов, в том числе нефтегазовых (например, газопроводов "Северный поток" через Балтику и "Южный поток" через Черное море). И сегодня в ЕС куда больше заинтересованности в таких артериях. То есть целесообразно сочетание юридических и технологических методов минимизации влияния транзитных рисков на Россию".

А известный экономист, президент компании экспертного консультирования "Неокон", Михаил Хазин в беседе с автором высказал по этим вопросам "комплексное" мнение: "Случившееся с транзитом через Украину шокировало Европу. А следствием уже становятся призывы вообще не доверять российским поставкам и снизить цены на российский газ. И что более существенно - быстрее заменять сырой газ сжиженным. Но, к примеру, Алжир, Венесуэла с Тринидадом и Тобаго могут с лихвой насытить рынки Европы, Японии и Северной Америки этим товаром. А потребление сжиженного газа в Европе уже растет. При таком сценарии спрос на российский сырой газ и цены на него неизбежно и резко упадут. В этом случае транзитные риски трансформируются в потребность быстрого развития в РФ производства сжиженного газа и его экспорта, но это долговременный и весьма капиталоемкий "проект" (что подтверждает опыт примерно 10 стран). И не факт, что для такой российской продукции на мировом рынке останется крупная "ниша". Да и потребует это радикальных изменений в энергетической стратегии России".

Так что новые - не транзитные газопроводы вряд ли решат все упомянутые проблемы. "А с нефтью, по-моему, попроще: строительство трубопровода Восточная Сибирь-Тихий океан (Иркутская область-Приморский край. - Прим. ред.) ввиду растущего спроса на нефть в соседних странах в должной мере компенсирует возможные нефтетранзитные издержки на Западе бывшего СССР и в Восточной Европе",- добавляет Михаил Хазин.

Макроэкономика Нефть и газ