21.01.2009 03:00
Экономика

Российские предприниматели беспокоятся за свой бизнес больше, чем японцы и испанцы

Российские предприниматели беспокоятся за свой бизнес больше, чем японцы и испанцы
Текст:  Нина Егоршева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4831)
Читать на сайте RG.RU

Впервые отечественные предприниматели дали самый пессимистичный прогноз относительно судьбы собственного бизнеса.

Таковы данные исследования международной консалтинговой компании "Грант Торнтон", которая проводит ежегодный мониторинг на эту тему уже с 2003 года. Аналитики опросили более 7 тысяч представителей малого и среднего бизнеса из 36 стран мира, в том числе и России.

Бизнесмены из развитых стран оказались наименее позитивными. Если показатель оптимизма (разница в количестве респондентов, настроенных позитивно и негативно) предпринимателей из ЕС составил -38 процентов, США - -34 процента, Японии - -85 процентов, Испании - -65 процентов, то бизнесменов из Китая - +30 процентов, Индии - +83 процента.

Столь полярные показатели указывают на то, что на мировом рынке все еще есть основания для надежды, отмечают эксперты. "В то время как на макроэкономическом уровне происходит резкое ухудшение настроений в бизнесе, а предприниматели готовятся к продолжительному болезненному спаду экономики, бизнесмены из быстроразвивающихся стран видят в сегодняшней ситуации и реальные возможности", - говорит руководитель направления по предоставлению услуг компаниям, управляемым собственниками "Грант Торнтон Интернешнл" Алекс Макбит.

На общем фоне россиян можно назвать самыми оптимистичными пессимистами - в нашей стране разница между оптимистами и пессимистами составила всего лишь 2 процента в пользу последних. Самой большой угрозой бизнесу российские коммерсанты считают ожидающееся падение прибыльности и снижение инвестиций в основные фонды. По остальным показателям число оптимистов также тает на глазах. Так, бизнесмены слабо верят в рост оборота своих компаний и большей частью настроены на падение экспорта. При этом практически все опрошенные предприниматели объявили, что в наступившем году планируют повысить цены на свои товары и услуги в среднем на 7 процентов.

Среди городов, в которых проводился опрос, оптимизм проявили лишь предприниматели Санкт-Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода. В Екатеринбурге и Новосибирске в большинстве оказались пессимисты.

По мнению главы департамента корпоративных финансов "Грант Торнтон" Ивана Сапронова, данные показатели не являются неожиданными. "Они лишний раз подтверждают зависимость нашей экономики и бизнеса от цен на нефть: высокие цены - превалируют оптимистичные настроения, низкие - лидируют пессимисты, - говорит Иван Сапронов. - И второй момент - неопытность нашего бизнеса: в большинстве своем современные руководители не прошли ни одного экономического цикла, не все даже застали кризис 1998 года. Отсюда столь высокая неуверенность в своих силах".

Напомним, что еще в конце прошлого года правительство предприняло меры, пообещав оказать господдержку, в том числе и финансовую, предприятиям всех отраслей экономики, относящихся к градообразующим, инфраструктурным, обладающим наиболее современными технологиями или большим числом сотрудников. Однако на помощь могут рассчитывать лишь крупные компании, а не средний и малый бизнес. Кроме того, этот план не решает проблемы поддержания сбыта продукции.

Малый бизнес Макроэкономика