22.01.2009 02:00
Власть

Виталий Дымарский: С приходом Никиты Белых Кировская область становится экспериментальной площадкой

Текст:  Виталий Дымарский (журналист)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4832)
Читать на сайте RG.RU

Неделю назад, в прошлый четверг, в областном драматическом театре города Кирова прошла инаугурация нового губернатора. Действо, на котором мне довелось присутствовать, прошло в классическом постсоветском (или, если хотите, новорусском) стиле - с обязательным в подобных случаях явлением на сцену местного митрополита, а вслед за ним - и казачьих генералов. Не считая, разумеется, постоянно мелькающих везде и всюду сенаторов и депутатов Госдумы...

Неординарной была, пожалуй, только сама фигура нового регионального начальника. Им стал 33-летний Никита Белых, который еще недавно возглавлял оппозиционный "Союз правых сил" и, соответственно, резко критиковал как политику нынешней власти, так и политиков, ей служащих.

Согласие Белых занять свою веточку в жесткой вертикали власти вызвало, естественно, неоднозначную реакцию. Часть товарищей по партии и борьбе незамедлительно обвинили его в коллаборационизме и "предательстве идей либерализма и демократии". Тем более что в то же самое время отдал душу (то ли богу, то ли дьяволу) и сам СПС, слившись с двумя эрзац-правыми партиями в одну новую - "Правое дело". После чего радикальные, не пошедшие на сотрудничество с властью оппозиционеры остались и без лидера, ушедшего в губернаторы, и без партии, в одночасье прекратившей свое существование.

Нетрудно, правда, предположить, что, откажись Белых от нового назначения во имя "непримиримой борьбы с режимом", он и его единомышленники оказались бы под огнем критики уже с другой стороны: мол, вы, "дерьмократы", только языком работать можете и "прихватизацию" проводить, а показать себя в реальном деле боитесь...

Таким образом, Белых оказался не только перед политическим, но и перед нравственным выбором, о котором много лет назад в Париже я беседовал с Александром (а для друзей - Аликом) Гинзбургом, известным диссидентом, "трижды зэком Советского Союза", как он сам себя называл. Я каялся перед ним за свой собственный и моих коллег конформизм времен "развитого социализма", за то, что, когда он, Гинзбург, отбывал очередной срок, мы вели вполне благополучную по советским меркам жизнь. Алик же возражал: "Да, я остался чист перед самим собой, но не надо переоценивать результативность правозащитного движения, само по себе оно ничего не могло сделать с той системой. Ее можно было сломать только изнутри. И у каждого был свой выбор: отчитаться или перед Богом и собственной совестью, или перед последующими поколениями".

Параллель здесь, конечно, не историческая, не фактическая, а чисто этическая. Да и вряд ли Белых будет изнутри ломать систему или заниматься другой подрывной деятельностью. Перед ним другая задача - поднять (хотя бы - приподнять) депрессивную область и доказать "граду и миру", что эффективным менеджером может быть не только, согласно новейшим прочтениям отечественной истории, диктатор, но и убежденный либерал. Тем более что за его плечами успешный опыт работы в бизнесе и на посту вице-губернатора в соседней Перми, откуда, кстати, Белых уже набирает часть своей новой команды...

Узнав, куда я еду, один мой знакомый сказал: "А, в Кировскую область. Говорят, что на ее границе кончаются все дороги...". Проверить это утверждение мне не довелось, но объективные статистические показатели свидетельствуют о том, что решить вышеозначенную задачу новому губернатору будет нелегко.

Вятский край - один из беднейших в России. Около 40 проц. доходов областного бюджета составляет помощь федерального центра, что, разумеется, ставит регионального начальника в сильную зависимость от Москвы. По числу зарегистрированных безработных (кризис, понятно, отнюдь не снизит этот показатель) Кировская область опережает почти всех соседей по Приволжскому округу, тогда как средний уровень зарплаты в полтора раза ниже, чем по стране (65-е место среди 83 субъектов Федерации). При этом население быстро сокращается (за счет смертности, превышающей рождаемость, и миграции). Регион, кроме того, входит в российскую тройку лидеров по потреблению алкоголя, здесь годами не решались проблемы газификации, водоснабжения, экологии, хотя в области утилизируется химическое оружие, хранятся радиоактивные отходы. Промышленность большей частью неконкурентоспособна, да и падение ее в прошлом году было в два раза быстрее, чем в целом по России...

Что касается бизнеса, то область давно поделена между разными его "отрядами", которые вряд ли дружественно встретят сторонних конкурентов. Да и низкий инвестиционный рейтинг региона (71-е место в России) не сильно соблазняет инвесторов.

Для местной политической элиты Белых, хотя и выходец из соседней Пермской области, все равно остается "варягом" - и по географическому, и по идейно-политическому критерию. Да и не для того местное начальство вступало в "Единую Россию", чтобы назначать губернатора из пришлых либералов.

Вот такой "подарочный букет" получил Никита Белых. Возникает, конечно, вопрос: с каким расчетом он отправлен именно в Кировскую область? Как Герцен - в ссылку? Или как Салтыков-Щедрин, пусть и сосланный в Вятку за "вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу", но начавший там все же свое карьерное восхождение?

Очевидно, что губернатору придется балансировать, как канатоходцу: любой неверный шаг, любая неудача губернатора дадут основание и местному чиновничеству, и московским кураторам в очередной раз публично пригвоздить к позорному столбу "всех этих либералов". У побед же, как известно, множество отцов, и каждый успех будет поделен между Белых, местными депутатами и посланцами области в федеральных органах власти, без поддержки которых, услышим мы, молодой губернатор ничего бы не смог сделать.

В любом случае Кировская область становится теперь экспериментальной площадкой, на которой будут проверяться (и под лупой контролироваться) либеральные и демократические способы управления в условиях, с одной стороны, изношенности прежних схем и методов и, с другой, кризисных обстоятельств, диктующих новые подходы и в экономической, и в политической сферах.

Как ни патетично это звучит, но "там, где кончается асфальт", начинается, возможно, некая новая дорога для развития современной России. В своей инаугурационной речи Белых, что интересно, обращался не столько к "верхам", сколько к "низам". Жителям области он пожелал и, можно сказать, наказал прежде всего поверить в себя, в собственные силы, говорил о традициях вятской вечевой демократии, процитировав для пущей убедительности президента ("Свобода лучше, чем несвобода"), пообещал опираться на участие и доверие граждан и даже - не без намека? - напомнил местную пословицу "На Вятке - свои порядки"... И уже в день инаугурации местные журналисты признались, что впервые за много лет имеют возможность брать интервью у людей, до этого фигурировавших в "черных списках".

Так что программа по строительству либерализма в отдельно взятом регионе в действии. Каким будет противодействие?

Внутренняя политика Регионы