Вчера арестован последний из девяти сотрудников ГУФСИН по Челябинской области, обвиняемых в превышении полномочий при подавлении бунта.
В мае прошлого года конвоиры жестоко избили 12 заключенных, прибывших по этапу в Копейскую колонию N1. Четверо зеков, по словам охраны, являвшиеся главными зачинщиками бунта, в ту же ночь скончались от побоев.
Как только информация об инциденте получила огласку, 11 тюремщиков были немедленно отстранены от должности, а прокуратура обратилась с ходатайством об аресте девятерых из них - под следствие попала вся дежурная смена, "охранявшая покой заключенных" в тот злополучный день. Суд дал "добро". Однако один из сотрудников ГУФСИН не стал дожидаться, когда за ним придут, и пустился в бега. Как сообщил старший прокурор Управления Генпрокуратуры в УрФО Дмитрий Серебренников, он был объявлен в федеральный розыск. Как выяснилось, все это время офицер внутренней службы скрывался на территории Дагестана, откуда он родом. Однако 18 января его задержали в Челябинске, а 19-го Ленинский районный суд Екатеринбурга, согласившись с позицией окружного Управления Генпрокуратуры, вынес решение о его аресте.
Напомним, Копейская колония N 1 прогремела на всю страну 31 мая. За день до того в колонию пришел этап. Всю ночь заключенные буянили, а утром во время обязательной прогулки четверо из них, вооружившись остро заточенными металлическими пластинами, напали на охрану. Пять конвоиров получили телесные повреждения различной степени тяжести. В ответ тюремщики применили "спецсредства" - обычные резиновые палки, утихомирили бунтовщиков и развели по камерам. Как установило следствие, квалифицированной медицинской помощи им оказано не было. В результате четыре человека умерли от посттравматического шока.
Интересно, что первая проверка сочла действия сотрудников правильными. Во всем мире правоохранительные органы не церемонятся с преступником, поднявшим руку на представителя закона. Поскольку иначе ситуация может выйти из-под контроля. Арестанты, прибывшие в колонию, взбунтовались явно для того, чтобы заработать авторитет в криминальной среде, сыграть на "отрицалове" - отрицании установленных правил и норм распорядка. Однако вскоре под давлением общественности позиция стала меняться. По факту смерти заключенных было возбуждено уголовное дело. Помимо причинения смерти четверым осужденным и нанесения вреда здоровью еще восьми, все соучастники обвиняются в превышении должностных полномочий.