22.01.2009 02:00
Культура

Почему телезрители в последнее время предпочитают информационные программы

Почему телезрители в последнее время предпочитают информационные программы
Текст:  Сусанна Альперина Оксана Нараленкова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4833)
Читать на сайте RG.RU

В последнее время беспристрастные телерейтинги все чаще показывают: и москвичи, и россияне больше стали смотреть новости.

Не фильмы, не сериалы, которые почти все время лидируют среди зрительских предпочтений. А информационные новостные программы. Понятно, что это связано с важными политическими и экономическими событиями, которые происходят в нашей жизни. Но заслуги и труд информационщиков тоже нельзя сбрасывать со щитов. "РГ" пообщалась с новостниками-профессионалами, производителями фильмов и сериалов и спросила их мнение, почему так происходит.

Кирилл Клейменов, заместитель Генерального директора Первого канала, директор Дирекции информационных программ

 Российская газета: Кирилл Алексеевич, позвольте зачитаю вам свежие рейтинги TNS Gallup Media Russia. За неделю с 12 по 18 января сего года среди ста наиболее популярных программ по Москве на первом месте - "Однако", на втором - программа "Время", на третьем "Воскресное время". На восьмом "Сегодня вечером", на 9 и 10-м, соответственно, спецвыпуск "Вести в субботу" и "Вести недели". За неделю с 5 по 11 января по России программа "Время" на втором месте, "Вести недели" - на пятом.

Мы в редакции посмотрели - новости лидируют в рейтингах с августа 2008 года.

Кирилл Клейменов: Что касается всплеска новостей летом, в августе, то здесь все очевидно. Конечно, война в Южной Осетии спровоцировала этот интерес. Тогда мы работали фактически нон-стоп. Мы выходили в прямой эфир с экстренными новостями, прерывая порой другие программы канала. Был такой объем информации, что его было невозможно уложить в традиционные полчаса новостей в прайм-тайм. Новости шли порой по часу, потому что аудитория активно сопереживала событиям. Разумеется, по окончании активной фазы конфликта, существует, так называемая, инерция смотрения. Это когда зритель все еще "приходит" на новостной продукт, но цифры уже не такие высокие - интерес аудитории постепенно затухает. Если вы сравните показания августа и сентября, то увидите разницу. Потому что в августе война в Осетии отодвинула на второй план даже Олимпиаду.

 Действительно жизнь в последнее время настолько изменилась и уплотнилась. Возникает столько тем и событий, что успевают за этим только новости. Они всегда на острие. Понятно, что тема финансового кризиса не может не волновать всех. Газовый конфликт с Украиной… Каждый раз когда эта тема возникает, прослеживается всплеск зрительского интереса. Все, что происходит в Украине очень близко нашей аудитории, потому что с этой страной мы связаны на всех уровнях. Новости подросли на всех каналах, так или иначе. Просто задача каждой информационной команды удержать зрителя и постараться доказать ему, что он получает именно на этом канале качественный продукт. Но это уже судить не нам. А тем, кто смотрит телевизор.

РГ: А вы что для этого делаете?

Клейменов: Хорошо работаем. Что вы делаете в "Российской газете", чтобы вас читали? Придерживаетесь концепции, следуете принципам, которые вы избрали и стараетесь сделать свою работу максимально хорошо. У нас есть свои рецепты. При это мы меняемся. Новости - достаточно динамичная субстанция.

РГ: А то, что возросший интерес к новостям связывают с ухудшением качества сериалов…

Клейменов: Я не помню, когда я в последний раз смотрел сериалы. У меня лежат дома диски с теми, которые хотелось бы посмотреть, но мы же 24 часа в сутки делаем новости….

Вячеслав Муругов, генеральный продюсер "СТС Медиа", генеральный директор телеканала СТС

Российская газета: Может быть, вам поймать тенденцию и выпустить сериал на тему кризиса?

Вячеслав Муругов: Боюсь, что пока мы этот сериал сделаем, кризис пройдет. Тему кризиса можно обыгрывать в других форматах, к примеру, в скетч-шоу "6 кадров", появятся на СТС и новые шоу этого ряда.

РГ: Новости сейчас - лидеры зрительского рейтинга, интерес к сериалам, по данным исследований, упал. Вы ощущаете последствия этого падения?

Муругов: Технология наших сериалов такова, что мы снимаем серии практически накануне их выхода в эфир. Дыхание жизни мы отражаем непосредственно в сериалах, делаем их на злобу дня. У нас новостей на канале нет, но в какой-то мере новые серии телефильмов заменяют новости. Поэтому мы не замечаем падения интереса к сериальной продукции.

РГ: Предусматриваете ли вы корректировки сюжета в связи с этой ситуацией?

Муругов: Мы не хотим "грузить" зрителя. Люди и так напуганы, думаю, не следует это настроение переносить еще и в сериалы. Другое дело, что совсем игнорировать тему мы не можем. Мы стараемся моделировать ситуацию в сериалах, показывать, как бы нам хотелось, чтобы зрители реагировали на жизненные сложности. Мы показываем, что кризис не должен слишком глубоко проникать во все сферы нашей жизни.

РГ: Вы думаете, что спад интереса к сериалам скоро пройдет?

Муругов: Безусловно, включатся защитные механизмы организма. Невозможно постоянно воспринимать негативную информацию. Не думаю, что новости готовят нам какие-то большие сюрпризы. Думаю, всплеск интереса, больший, нежели сейчас, к новостным каналам и новостям приходился на время вооруженного конфликта с Грузией. В скором времени люди будут искать способ уйти от проблем хотя бы на время, расслабиться и немного себя развлечь. Вырабатывается иммунитет к ситуации, люди начинают понимать, что экономические изменения - необратимый процесс. Ничего страшного не происходит. Это просто новый формат жизни. Такая "цифровизация" жизни, поскольку теперь все, даже не специалисты, обращают внимание на цифры экономических показателей и колебания стоимости валют. Просто произошла коррекция жизни.

РГ: Сейчас появилось мнение, что назрела ситуация для нового импульса в развитии телеиндустрии, который позволит сериалам быть более качественными и привлекательными для зрителей.

Муругов: Ну как может упасть уровень "Папиных дочек" или "Моей прекрасной няни"? Неужели все авторы неожиданно потеряли квалификацию? Надо понимать, что ситком ситкому рознь, и не всегда даже у самых талантливых авторов все получается. Не столько еще ситкомов на нашем телевидении, чтобы делать выводы о падении их уровня. Сейчас мы запускаем в разработку два новых ситкома и планку не опускаем. Не будет "попроще, подешевле и побыстрее". Да, мы стали очень рачительны. Делаем ставку на форматы ситкомов и скетчкомов, которые позволяют не проигрывать в рейтинге и при повторном показе, поскольку цена ошибки сейчас, безусловно, возросла. Проверяем идеи новых сериалов и под прицелом экспертного мнения, и обкатываем их на фокус-группах наших телезрителей. Это позволяет снизить риск. Думаем делать сиквелы уже состоявшихся сериалов. Появится сериал "Курсанты", который примет эстафету от "Кадетства".

Если смотреть на телевидение в целом, то на каналах есть долгоиграющие сериалы, которые решают определенную задачу, скажем, привлечение к телеэкрану домохозяек, а есть событийные, очень дорогие и качественные сериалы типа "Диверсанта" и "Ликвидации". Так что, о каком падении уровня производства может идти речь? Зрители очень требовательны, их реакция на качество сериала мгновенна. Зритель как всегда голоден и требует удивлять. Поэтому я бы скорее говорил о том, что на нашем телевидении чувствуется некая стагнация в форматах и жанрах. Пример поиска необычных форматов показывает Первый канал, но скорее в программах, а не в сериалах. Мы это тоже делаем. И сейчас работаем над новым комедийным фэнтези, в котором будет присутствие анимационных технологий, будут создаваться параллельные миры. Будем стараться удивить.

Дмитрий Медников, главный редактор канала "Вести 24"

РГ: Есть ли ваша заслуга в том, что зрители предпочитают новости. Какие новые способы подачи информации у вас появятся?

Медников: Мы будем больше работать с разными видами информационной графики. Станем добавлять интерактивную графику, экономическую. На сегодняшний день мы охватили возможностями прямых трансляций почти все ключевые российские площадки.

РГ: Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров сказал, что одна из причин изменения зрительских предпочтений в том, что уровень сериалов и ситкомов сильно упал.

Медников: Давно не смотрел, не знаю. Но считаю, что это не так. Полагаю, что их уровень в целом даже вырос. Но здесь есть и другой момент - в целом продолжает расти и качество производства информации. И есть еще много резервов для роста информационных программ и каналов. Что касается сериалов, может, у Федорова есть соответствующее исследование, но, если его мнение субъективное, то я с ним не вполне согласен.

РГ:  Вы же смотрите не только ваш канал? Из каких информационных программ, сайтов вы берете информацию? Кому доверяете?

Медников: Достаточно стандартный, даже несколько расширенный набор источников человека, для которого новости - это работа. Смотрю все основные информационные выпуски и читаю весь основной набор Интернет-ресурсов. 

Владислав Ряшин, председатель совета директоров группы компаний Star Media, одного из лидеров в производстве сериалов:

- Падение рейтингов больше связано с сезонными колебаниями, что закономерно. Понижения показателей для своих продуктов мы не отметили. Например, сериал "Широка река", произведенный Star Media, сейчас с успехом идет в эфире Первого канала, его доля уже превысила 29 %.

Как до Нового года, так и сейчас мы продолжаем консультироваться с нашими партнерами в отношении дальнейших планов. Кризис, конечно, внес свои коррективы - он повлиял как на объем производимого продукта, так на себестоимость сериалов.

Что касается падения уровня сериалов, то короткие сериалы для прайм-тайма сейчас по качеству фактически можно приравнять к многосерийным художественным фильмам. Важно в погоне за удешевлением себестоимости продукта (в связи с кризисом) не потерять планку качества, которую достигли.

 Рейтинги

- По данным ВЦИОМ, в число лучших телепрограмм 2008 года впервые за три года вошла новостная программа "Вести"/Вести недели" (8%). Это подтверждает и исследовательская группа TNS Gallup Media Russia. По ее данным, лидерами зрительского рейтинга в Москве на неделе с 5 по 11 января 2009 года стали программы "Вести недели" (10,4%) и "Время" (9,7%).

- Ранее всплеск зрительского интереса к новостям отмечался в августе 2008 года, во время вооруженного конфликта в Южной Осетии. На неделе с 8 по 10 августа 2008 года лидерами телерейтингов среди зрителей в Москве стали программы "Вести" (9,8%) и "Время" (9,4%). По России новости вышли на вершину топов на неделю позже, с 11 по 17 августа рейтинг программы "Время" составил 10 процентов.

- Следующий всплеск интереса к новостям приходится на начало декабря и продолжается вплоть до настоящего момента. С 8 по 14 декабря 2008 года программа "Время" в Москве набрала рейтинг 8,8 процента, а в России - 9,5, возглавив список ста наиболее популярных программ на телевидении.

Кино и ТВ ТВ и сериалы Социология СМИ и соцсети