22.01.2009 19:10
Культура

Константин Райкин: Понятие "звезда" к актерской профессии не имеет отношения

Текст:  Ирина Ароян (Ростов-на-Дону)
Читать на сайте RG.RU

В донской столице с небывалым аншлагом прошел спектакль столичного театра "Сатирикон”, возглавляемого народным артистом России Константином Райкиным.

С репертуаром одной из лучших театральных трупп страны ростовский зритель встретился впервые. Заманить Райкина в провинцию было крайне сложно.

- Постановки "Сатирикона” неизменно проходят с аншлагом и в привередливой Москве. К тому же, гастроли большинства спектаклей очень сложны в техническом отношении: громоздкие декорации, профессиональный свет и звук, - рассказывает "РГ" ростовский импресарио Валерий Фурман.

Построенная на условных декорациях постановка "Азбука артиста” все же добралась до провинции. Спектакль - синтез творческого вечера Константина Райкина и выступления молодых артистов труппы - прошли на одном дыхании.

- Звездой стать легко - достаточно вложить некую сумму денег, и ты пестришь на обложках журналов, телевидении. Но к актерской профессии это не имеет никакого отношения, - поделился со зрителями Райкин, после чего перешел к рассказу о собственном творческом пути.

- Находясь рядом с купающимся во всенародной любви папой, я неизменно слышал вопрос: "Ты, конечно, тоже будешь артистом?" Подобная предрешенность меня не устраивала. А потому я решил стать спортсменом и занялся прыжками в длину. Глядя на меня, вы поймете, что среди маленьких темных мальчиков я прыгал дальше всех. Но приходил рыхлый верзила, и мои показатели оставались далеко позади. Характер мой портился. А потому я перешел на спринтерские дистанции.

Стартовал я лучше всех. Еще только тренер собирался дуть в свисток, я срывался с места. И в дистанции на 30 метров я был первым, но впереди оставались еще 70 метров… В начале - перед тобой открытый путь и финиш. Но вскоре появляется чья-то волосатая грудь, потом спина и, это страшно неприятно. Характер опять начинает портится. Поэтому я решил посвятить себя науке - занялся биологией и математикой. Для начала отправился работать в зоопарк. Убирал за животными. Делал это с большой к ним любовью. Они это чувствовали, а потому постоянно давали мне работу - само приближение мое к клетке действовало на них как слабительное.

Первый тест на актерское мастерство маленький Костя прошел у своего именитого отца.

- Видишь ту клумбу и дорожку. Сможешь пройти это расстояние и, не делая паузы, показать человека от рождения до смерти? - как-то спросил у сына Аркадий Исаакович.

- Свой этюд я начал не с рождения, а с зачатия, - сверкая ямочками на щеках, с теплотой вспоминает Райкин. - Когда этюд был окончен и я упал, изобразив смерть, папа не сказал мне ни слова. Но по его выражению лица я понял, что ему понравилось. И теперь в сложные минуты - актерский Пегас - конь привередливый и нередко сбрасывающий - я вспоминаю то мгновенье, и мне становится легче.

Рассказ актера о собственном поступлении в театральный вуз довел зрителей до экстаза.

- Очередь в Щукинское училище растянулась на четыре дня. Все это время из-за двери, где проходили слушанья, в слезах, истерике выходили абитуриенты и рассказывали, что их даже не дослушали. Я и представить не мог, что меня кто-то может остановить, а потому решил совместить декламацию с этюдами на тему "животные”. О дикции я тогда никакого представления не имел, а потому активно использовал жестикуляцию и большие мимические возможности своего лица. К тому же все время животом упирался в лицо члена приемной комиссии. Тот кричал: "Отойдите подальше!" Я отходил, но уже на следующей фразе возвращался.

Помня, что нельзя дать жюри расслабиться, Константин на полуслове прервал собственную декламацию, выкрикнул слово "тигр” и стал на четвереньки.

- Я зарычал и двинулся вдоль кресел. Увидев ужас на лицах педагогов, решил, что им страшно нравится и зарычал еще сильнее. После чего вскочил и громко объявил: "Алые паруса”.

Следующим испытанием приемной комиссии на прочность стал этюд абитуриента Райкина "Дворняжка”.

- Сейчас бы это назвали легкой эротикой, а в те пуританские времена это выглядело жестоким порно. Маститые мэтры увидели всю неприукрашенную правду жизни, - вспоминает Константин Аркадиевич.

Заключительный аккорд - абитуриент поднял ногу над креслом одного из педагогов.

- По наивности я считал, что самый главный  должен быть по центру. Но оказалось, что самый маститый съежился под моим коленом.

В итоге, после первого тура Райкина сразу отправили на третий.

- Но я решил, что нельзя дать жюри расслабиться, нужно их непременно "дожать” и пошел на второй тур...

Видимо, Константина там ждали.

- При виде меня педагоги заулыбались и принялись подталкивать друг друга локтем - дескать вот он пришел.

Когда родители вернулись с гастролей из Чехии и узнали, что их сын поступил в театральный вуз, Аркадий Исаакович тихим голосом произнес только одну фразу: "Видимо, так должно было случиться…"

- Думаю, папа знал, что я стану актером.

Театр Ростов-на-Дону Юг России