Представители ЦБ придут примерно в 150 банков, получивших господдержку. В самое ближайшее время Центробанк начнет назначать своих контролеров. Об этом рассказал вчера журналистам директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский.
По его словам, совет директоров ЦБ уже одобрил два нормативных акта, которые касаются порядка назначения и деятельности представителей ЦБ, а также порядка предоставления банками информации для этих "комиссаров". При этом порядок их назначения должен быть одобрен в правительстве, проект документа туда уже направлен.
Со стороны экспертного сообщества уже не раз звучали упреки: банки, получившие деньги на беззалоговых аукционах, переводят их в валюту. Справедливости ради надо сказать, что зачастую кредитные организации следуют в этом случае за пожеланиями клиентов. Тем не менее подобная ситуация беспокоит и Центробанк. Напомним, что еще осенью он рекомендовал банкам не наращивать валютные позиции. И предупредил, что тем, кто не будет следовать этому совету, будет сокращено выделение денег на беззалоговых аукционах. Впрочем, как пояснил вчера Симановский, в отношении валютной позиции Центробанк будет отслеживать не только участников беззалоговых аукционов.
В то же время, как пояснил он, наращивание валютных позиций создает риски как для самих банков, так и для всего рынка. "Любая тенденция имеет обыкновение заканчиваться. Причем не тогда, когда многие этого ждут. И чем круче рост, тем выше риск", - предупредил Симановский. Многие из тех, кто сегодня "уходит в валюту", могут оказаться не готовыми к новому развороту рынка.
Симановский говорит, что в некоторых самых крупных банках, получивших наибольший объем госсредств, будут работать целые бригады спецпредставителей. Они проследят за тем, как расходуются госденьги, полученные банками по разным каналам. Контролировать будут средства, полученные на беззалоговых аукционах ЦБ, субординированные кредиты и другие деньги. По некоторым подсчетам, общий объем госпомощи банкам составил почти три триллиона рублей.
При этом "комиссарам" Центробанка запрещено вмешиваться в оперативную деятельность своих поднадзорных, например, диктовать, кому выдавать кредиты. В то же время представители ЦБ смогут получать и анализировать информацию о расходовании госденег, присутствуя на заседании управляющих органов банка, а также обращаясь с письменными запросами. Они могут давать оценку деятельности банка по расходованию госсредств и представлять свои выводы в Центробанк. А там уже будут решать, есть ли нарушение рекомендаций и инструкций ЦБ, а потом принимать меры. По словам Симановского, информацией о том, что госденьги направлены не по назначению, Центробанк сможет делиться и с другими госорганами. В том числе с теми, которые предоставляют эти деньги. В то же время, как пояснил Симановский, при выделении субординированных кредитов банкам не указывают конкретные отрасли экономики, куда должны быть направлены средства. При этом, как не раз заявляли руководители Центробанка, субординированные кредиты и средства на беззалоговых аукционах предоставляются для обеспечения финансовой устойчивости банков.
Между тем давать прогнозы относительно состояния банковской системы в этом году сложно, признал Симановский. Все это будет зависеть от многих факторов. Итоги прошлого года, по предварительным данным, несмотря на кризис, выглядят вполне неплохо. Активы банковской системы выросли на 38 процентов, капитал - на 46,5 процента, кредиты нефинансовым организациям увеличились на 34 процента, вклады физлиц - на 14 процентов. В первом квартале этого года, предполагает Симановский, среднемесячный рост активов в банках составит 1,5-2 процента. В то же время, предполагает он, увеличение капитала банков будет определяться решениями государства. То есть речь идет о том, что частные инвесторы, скорее всего, не будут направлять значительные суммы в капиталы банков.
И главную подпитку, как и в конце прошлого года, банки получат от государства. По мнению многих экспертов, одним из главных рисков для банков ской системы в этом году может стать объем просроченной задолженности. Но по оптимистичному сценарию ситуация не будет выглядеть драматически.
По предварительной оценке Симановского, просроченная задолженность по итогам первого квартала может вырасти до 4,5 процента (на 1 января 2009 года она составляла 3,8 процента). При этом Симановский не предполагает, что последуют какие-то драматические события, связанные с резким ростом задолженности и переоценкой залогов по ипотечным кредитам.