26.01.2009 03:00
Общество

Американские СМИ: Россияне укрепляют веру и традицию погружением в ледяную воду

Текст:  Галина Брынцева
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4834)
Читать на сайте RG.RU

Эллен Бэрри, Herald Tribune

Посреди снежного безмолвия московского парка стоял 26-летний бизнесмен Александр Пушков. На нем были только плавки, а от тела клубами валил пар. Одежда была сложена под деревом, а сам он только что вылез из проруби.

В прошлый понедельник Русская православная церковь праздновала Крещение и, по данным городских властей, около 30 000 москвичей пришли погрузиться в ледяные купели на реках и прудах. Ежегодный обряд погружения, которое, как считается, смывает грехи, переживает активное возрождение после снятия запрета, наложенного на него в советские годы. Сегодня этот обряд стал довольно зрелищным. В Москве у нескольких прорубей были установлены палатки с обогревом, проложены нескользящие коврики и расставлены инструкторы с мегафонами. Политики охотно позировали фотографам; известный своим театральным поведением Владимир Жириновский в этом году погружался в прорубь на озере Бездонном в московском Серебряном Бору. Купель была окаймлена 15-футовыми светящимися трубками.

"Это превратилось в шоу, но это также проявление патриотизма", - говорит Борис Дубин, московский социолог. По его словам, обряд погружения удовлетворяет голод общества по "чему-то истинно русскому, древнему, настоящему". "У каждой страны есть что-то исконное", - говорит 43-летний Александр Горлопан, греясь чаем с ромом Captain Morgan. Горлопан заявил, что по профессии он путешественник. "Мы сделаны из воды, - говорит он. - Без воды мы не выживем".

Галина Бурасветова, 50-летняя парикмахерша в красном бикини, говорит, что впервые она приняла участие в обряде в трудный период своей жизни, когда приходилось воспитывать троих детей на быстро обесценивающуюся зарплату. После этого она ощутила, что обладает нравственной силой для того, чтобы продолжать в том же духе.

"Мы в душе язычники, - говорит 45-летний Владислав Комаров, менеджер по рекламе. - Внутри меня бушует огонь. Я мог бы сказать, что это чистый огонь. Но кто знает?"

74 года правления коммунистов не смогли искоренить поверье, согласно которому благословение священника на время превращает реку в Иордан, где был крещен Иисус Христос. Даже в разгар государственного атеизма, говорит официальный представитель Московской Патриархии Всеволод Чаплин, "очереди к купелям были длиннее очередей в мавзолей Ленина".

Отец Чаплин говорит, что недавно он наткнулся на доклад 1949 г., составленный раздраженным советским чиновником, в котором тот сообщал, что даже размещение большого числа милиционеров не помешало тысячам людей принять участие в крещенском купании. По его словам, советский чиновник "с негодованием отмечал, что в одном месте в воду погружались даже милиционеры".

Из статьи "Россияне укрепляют веру и традицию погружением в ледяную воду"

40 градусов для слабого пола

Майкл Швирц, The New York Times

На плакатах с рекламой водки, которыми увешаны стены вдоль длинных эскалаторов в московском метро, видишь исключительно "мачистскую" символику. Взять хотя бы рекламу марки "Олимп" на станции "Тверская" в центре города - там изображены боксер с физиономией кроманьонца в панцире и кольчуге и надпись: "Пришло время сильных!" Недавно, однако, в Москве появился совсем другой плакат: на нем - бутылка лилового оттенка и изящных "женственных" очертаний в кокетливой белой юбочке, взлетающей кверху (помните тот снимок Мэрилин Монро?). "Между нами девочками" - таков слоган рекламной кампании "водки для женщин".

"В России водка, несомненно, считается "мужским" напитком", - объясняет Наталья Шумилина, директор по маркетингу компании, выпускающей "Дамскую". Но женщины, по ее словам, тоже любят "расслабиться в компании подруг" или выпить пару рюмочек вечером, когда детей уже уложили спать, и им должна понравиться водка, сохранившая традиционный "градус", но чуть более "женственная".

На самом-то деле дамская водка от обычной ничем не отличается, и "женственность" ей придает исключительно маркетинговая компания. Эта марка (стоит она примерно 12 долларов за бутылку) выпускается с пятью различными вкусовыми добавками - в остальном же она полностью аналогична другим брендам за ту же цену. Ее крепость - 40 градусов (этого требует российское законодательство, чтобы напиток мог называться водкой), и предназначена она не для коктейлей, а для употребления в неразбавленном виде. Тем не менее само ее появление говорит о новых тенденциях в отношениях между мужчинами и женщинами в этой стране.

Экономический подъем в России принес женщинам финансовую самостоятельность, не виданную ни в советские времена, ни в эпоху хаоса, наступившую после распада СССР. В русский язык прочно вошло английское слово shopping: как и у нас, этот вид досуга здесь чаще всего ассоциируется с женщинами, а их в свою очередь все больше привлекают товары, специально приспособленные под "дамские вкусы".

"Мы пусть медленно, но отходим от стереотипа: мужчина обеспечивает женщину материально, а женщина ищет мужчину, способного ее обеспечить", - утверждает Лена Васильева, главный редактор русскоязычного издания одного из глянцевых западных журналов.

В отличие от советской эпохи, когда мужья и жены традиционно держали деньги на одной сберкнижке, женщины сегодня все чаще открывают собственные банковские счета и откладывают часть зарплаты, чтобы потратить на себя, не прибегая к помощи мужа, объясняет г-жа Васильева.

В больших городах россиянки стали активнее участвовать в бизнесе и политике (сегодня два федеральных министра - женщины), но с традиционной ролью матери и жены они готовы расстаться не больше, чем с сапогами на "шпильках" и мини-юбками.

"Общество диктует новые цели, карьерный рост и т.д., но главное остается неизменным, - отмечает г-жа Васильева. - Я уверена, что для русской женщины семья всегда будет на первом месте, но это не помешает ей делать карьеру".

Именно на таких россиянок ориентируется водка, выпущенная для дам. Целевая аудитория ее рекламной кампании - это женщины в возрасте 25-45 лет со средним уровнем доходов, а не богатые карьеристки из высшей прослойки: те предпочитают не водку, а сухое вино. "Наш клиент - не какая-нибудь супербизнесвумен, а просто девушка, которая идет в гости к подруге, чтобы немного расслабиться, потому что дома с детьми сидит муж", - объясняет г-жа Шумилина.

В России водку традиционно употребляют как мужчины, так и женщины, отмечает Виктория Точиева, директор московского Музея водки. "Я - последовательница Петра I: он предписывал подданным брить бороды и пить водку в опрятных кабаках", - добавляет она. В начале XVIII века Петр Великий впервые разрешил женщинам пить водку в общественных местах и даже обязал мужчин, проводящих время в кабаках новой столицы - Санкт-Петербурга - брать с собой жен.

Сегодня, триста лет спустя, дамская водка вообще выводит мужчин "за скобки". По словам г-жи Шумилиной, она представляет себе такую картину - женщины собираются на кухне за "дамской" бутылочкой, опрокидывая стопки под домашнюю закуску и веселую болтовню.

А если у россиян "сильного пола" возникнет ощущение, что эта "розовая революция" вытесняет их на обочину, российский филиал одной из транснациональных компаний приготовил им утешительный приз: марку шоколада, названную просто - For Men.

Из статьи "Русская водка с "женским лицом". (www.inosmi.ru)

СМИ и соцсети