27.01.2009 03:50
Экономика

Сергей Правосудов: "Украинская проблема" решена, но транзитные риски сохраняются

"Украинская проблема" решена, но транзитные риски сохраняются
Текст:  Сергей Правосудов (генеральный директор Института национальной энергетики)
Российская Бизнес-газета - : №0 (687)
Читать на сайте RG.RU

Новогодние праздники в этом году в очередной раз прошли под знаком газового конфликта с Украиной. Участие в его разрешении принимали не только наши страны, но и европейские государства, которые перестали получать российский газ. Конфликт был исчерпан 20 января, когда "голубое топливо" из России стало поступать в украинскую газотранспорт-ную систему. Это произошло после того, как руководители "Газпрома" и "Нафтогаза Украины" подписали долгосрочные контракты, определяющие условия поставок газа на Украину и транзита в Европу.

Новый договор

 

Контракт на транзит предусматривает сохранение в 2009 году льготной транзитной ставки 1,7 доллара за транспортировку 1 тысячи кубов газа на 100 км. Объем транзита газа через Украину в 2009 году составит до 120 миллиардов кубов. С 1 января 2010 года ставка транзита станет рыночной и будет рассчитываться по общепринятой европейской формуле.

В соответствии с контрактом цена на газ для украинских потребителей рассчитана по общепринятой европейской формуле цены с понижающим коэффициентом 08 (08 означает 80 процентов стоимости газа, другими словами, скидка составит 20 процентов). В качестве базовой определена цена в 450 долларов за тысячу кубов. Таким образом, в первом квартале 2009 года цена на газ для потребителей Украины составит 360 долларов за тысячу кубов. Цена будет изменяться по формуле ежеквартально. Поскольку ценовые показатели в формуле привязаны к нефтяным котировкам с лагом в 6-9 месяцев, цена газа для Украины во втором квартале снизится. Объем поставки газа на Украину в 2009 году составит 40 миллиардов кубов. С 1 января 2010 года "Газпром" станет продавать газ Украине по рыночной европейской цене без скидок.

Украина стала последней из стран, ранее входивших в СССР, которая согласилась перейти на европейскую формулу цены на газ. Десятилетний срок контракта позволяет надеяться на то, что новогодние споры о цене газа для Украины больше не повторятся. Кроме того, из схемы поставок была исключена посредническая структура "РосУкрЭнерго" - новый контракт заключен между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины". В соответствии с договоренностями "Газпром" продолжит самостоятельно реализовывать часть газа на внутреннем рынке Украины.

Что теперь будет?

Последний газовый кризис показал, что система транзита газа через территорию Украины нуждается в коренном реформировании. После развала СССР Украина неоднократно накапливала задолженность за газ, при этом в случае сокращения объема поставок украинцы начинали забирать "голубое топливо" из транзитных объемов, идущих в Европу. Для решения этой проблемы Россия еще несколько лет назад предложила создать трехсторонний консорциум по управлению украинской газотранспорт ной системой (ГТС). В качестве участников консорциума предполагались: "Нафтогаз Украины", "Газпром" и германский E.ON Ruhrgas.

В 2003 году президент Украины Леонид Кучма одобрил подписание меморандума о создании трехстороннего консорциума. Очевидно, что на этот шаг его подвигли приближавшиеся президентские выборы. Россия поддержала на этих выборах кандидатуру Виктора Януковича, которого в качестве своего преемника продвигал Леонид Кучма. Однако в результате так называемой "оранжевой революции" президентом Украины стал Виктор Ющенко.

Новые власти Украины сразу же забыли о соглашениях по созданию трехстороннего консорциума. Наоборот, Виктор Ющенко неоднократно заявлял о том, что газотранспортная система является национальным достоянием Украины, поэтому иностранцам не будет разрешено принимать участие в управлении этим стратегическим активом. Правда, это не помешало ему подписать хартию о сотрудничестве с США, в которой в том числе говорится и о возможности привлечения американских компаний к модернизации украинской ГТС.

При этом ни для кого не было секретом, что украинская ГТС постепенно приходит в упадок. Она была построена еще во времена СССР, а власти независимой Украины не уделяли должного внимания ее ремонту и модернизации. Кстати, одной из целей трехстороннего консорциума было строительство новой ветки Богородчаны - Ужгород, которая позволила бы увеличить транзит газа в Европу через Украину ("Наф тогаз Украины" не мог профинансировать этот проект самостоятельно). Очевидно, что для Украины выгодно увеличение объема транзита по ее территории, так как это увеличивает поступления в казну. Но руководствуются ли украинские власти этим очевидным мотивом? В последние годы Украина постоянно требовала для себя льготных условий поставок газа, причем зачастую не могла найти денег для того, чтобы оплатить "голубое топливо" даже по заниженным ценам.

В ходе декабрьского газового кризиса году Россия, устав от противоречивых заявлений своих украинских партнеров, поставила вопрос ребром: контроль за транзитом газа в Европу необходимо передать в руки международных наблюдателей.

Власти Украины долго противились включению в состав групп наблюдателей российских специалистов. В такой позиции нет ничего удивительного. Ведь по сути это означает международный контроль за работой украинской ГТС, то есть первый шаг к созданию консорциума по управлению газотранспортной системой. Не случайно премьер Украины Юлия Тимошенко настаивала на включении в соглашение о деятельности международных наблюдателей пунктов о признании Украины надежным транзитером газа и ограничении работы наблюдателей сроком в один месяц. Само присутствие иностранных экспертов на украинских газоперекачивающих станциях уже говорит о том, что международное сообщество не считает власти Украины способными обеспечить надежный транзит газа.

После подписания соглашений о поставках и транзите Россия сняла требование об участии жду,народных наблюдателей в контроле за работой украинской ГТС. Однако нет никакой уверенности, что Украина вновь не начнет нарушать свои обязательства и накапливать задолженность за поставленный газ. Не секрет, что "Нафтогаз Украины" находится в очень тяжелом финансовом положении. Очень велика вероятность того, что у этой компании вновь возникнут проблемы с оплатой российского газа. В этом случае неминуемо придется либо сокращать поставки, либо обращаться в международный арбитраж.

В конце нынешнего года Украину снова ожидают президентские выборы. Ряд наблюдателей полагают, что, скорее всего, США продолжат поддерживать тех украинских политиков, которые займут неконструктивную позицию в отношении России. Для США это естественно. Они не зависят от транзита газа по территории Украины, зато при благоприятном для них политическом раскладе они получают возможность диктовать свои условия России и Европейскому союзу. Гораздо интереснее будет понаблюдать за тем, как поведут себя лидеры европейских стран. Хочется надеяться, что они встанут на сторону тех украинских политиков, которые выскажутся за создание международного консорциума по управлению газотранспортной системой. Причем его участниками могут стать не только "Нафтогаз Украины", "Газ пром" и E.ON Ruhrgas, но и другие европейские газовые гиганты.

Нефть и газ Украина