27.01.2009 04:00
Общество

Космической отрасли нужен технологический прорыв, а не "выколачивание" инвестиций, считает Сергей Иванов

Сергей Иванов проанализировал ошибки в космосе
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4835)
Читать на сайте RG.RU

Вчера на коллегии Роскосмоса вице-премьер Сергей Иванов детально проанализировал ситуацию в нашей орбитальной отрасли.

Сфера, где Россия традиционно была "впереди планеты всей", сейчас далека от благополучия. Мы по-прежнему лидируем в мире по количеству запусков ракет-носителей. Но это первенство, по выражению Иванова, является "палкой о двух концах". Дело в том, что Роскосмос зарабатывает главным образом за счет вывода на орбиту иностранных спутников. А их старты не всегда бывают удачными. Например, в марте прошлого года носитель "Протон-М" с помощью разгонного блока "Бриз-М" так и не смог вывести на заданную орбиту американский телекоммуникационный аппарат АМС-14. В апреле ситуация повторилась с израильским спутником АМОS3. Это не добавило авторитета стране и обернулось серьезными потерями для ее казны.

Россия по-прежнему лидирует в мире по количеству запусков ракет-носителей

Реальность такова: огромные затраты и труд тысяч специалистов иногда сводит на нет ошибка одного человека, небольшой дефект или заводской брак. Кроме того, предприятия ракетно-космической промышленности все чаще сталкиваются со старением основных фондов и станочного парка. Так, в прошлом году доля оборудования с возрастом до 10 лет составила всего 2,8 процента, а перевалившего 20-летний рубеж - 89 процентов. Темпы наращивания производственно-технического потенциала отрасли тоже не внушают оптимизма. Главную причину этого Иванов видит в неспособности тотально внедрять инновации.

- Мы по-прежнему боимся всего нового - особенно своего. Но часто с придыханием перечисляем зарубежные новинки, - заметил вице-премьер.

Космической отрасли, по мнению Иванова, нужен технологический прорыв и инновационная активность, а не одни только структурные преобразования. Сбалансированное государственно-частное партнерство, а не "выколачивание" инвестиций и погоня за господдержкой. Что же касается зарубежного опыта и использования иностранных технологий, то они хороши до меры. Во всяком случае, пичкать чужой электроникой российскую космическую технику, сертифицировать изделия, принципиально не предназначенные для работы на орбите, и тем более устанавливать на наших спутниках иностранные блоки с неподходящими параметрами - по меньшей мере странно. А это, к сожалению, делается. В результате чего Россия потеряла аппараты "КазСат", "Монитор" и "Персона".

На коллегии Роскосмоса говорили и о другой порочной практике - когда реальное испытание изделий еще на земле заменяют математические расчеты. В итоге получается, как в пословице: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Например, соответствие заданным тактико-техническим параметрам ракетного комплекса "Булава-30" для атомной подлодки проекта 955 "Борей" в свое время подтвердили все расчеты. А едва дело дошло до летных испытаний, с ракетой начались неприятности. Роскосмос, между прочим, отвечает за подготовку нового комплекса к серийному производству, и вчера Иванов посоветовал руководителям ведомства активнее заниматься этим вопросом.

Среди других приоритетов отрасли - создание Глобальной навигационной спутниковой системы. В прошлом году она пополнилась 6 аппаратами и сейчас насчитывает 20 спутников. Однако вчера Иванов признал, что управление программой и координация работы госзаказчиков еще малоэффективны. А развитие орбитальной группировки ГЛОНАСС, наземного комплекса и оснащение потребителей навигационной аппаратурой до конца не сбалансировано. Не реализуются также коммерческие возможности новой системы.

- На сегодня фактически нечего предложить как отечественному, так и зарубежному рынку навигационных услуг, - сделал вывод вице-премьер.

Наука Вице-премьеры "Роскосмос"