27.01.2009 06:00
Экономика

"Цена" антикризисных мер составляет 2-2,1 триллиона рублей, считает Алексей Кудрин

Глава минфина настаивает на продолжении борьбы с инфляцией
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4835)
Читать на сайте RG.RU

Вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин подсчитал, во сколько обойдутся России антикризисные меры, и предостерег от возможных ошибок на этом пути. Вчера его статья на эту тему была опубликована в журнале "Вопросы экономики".

Это первая попытка подробного публичного анализа причин и последствий кризиса, предпринятая чиновником столь высокого ранга.

Сколько стоит кризис

Общая "цена" антикризисных мер, по оценке Кудрина, составляет 2 - 2,1 триллиона рублей, или 5,2-5,4 процента ВВП. При этом налоговая поддержка обходится в 900-1000 миллиардов рублей, бюджетная - в 1,1 триллиона рублей (без размещения средств суверенных фондов).

В 2009 году и в последующие два года внешние условия развития российской экономики ухудшатся по сравнению с предшествующим трехлетним периодом, прогнозирует Кудрин. Он, правда, не дает точных подсчетов относительно того, каким именно может быть замедление темпов роста экономики.

Но прогнозирует: "В 2009 году не только появится дефицит бюджета, но его величина будет существенна с учетом необходимости проведения антикризисных мер". Сумму возможного дефицита Кудрин не называет. Напомним, что в ближайшее время правительство должно пересчитать бюджет-2009 в связи с новым прогнозом цен на нефть на уровне 41 доллар за баррель вместо заложенных в прежнем варианте 95 долларов. Ранее опрошенные "РГ" эксперты прогнозировали бюджетный дефицит в размере около 2 триллионов рублей, или примерно 5 процентов ВВП. В 2010-2011 годах дефицит должен выйти "на более приемлемую величину", полагает Кудрин. В следующем году бюджетная "дыра" не должна быть более 5 процентов ВВП, в 2011 году - не более 3 процентов ВВП.

Кудрин предостерегает, что на фоне мирового кризиса и торможения экономики Россия, как и другие страны, может столкнуться с различными социальными проблемами: снижением уровня жизни граждан, ростом безработицы и замедлением развития отраслей социальной сферы.

Уроки прошлого

Версия Кудрина относительно причин мирового кризиса сходится с оценками известных экономистов. Однако глава минфина честно указывает и на ошибки, которые были допущены в России.

При этом Кудрин особое внимание уделяет "некоторому ослаблению денежно-кредитной и бюджетной политики". В 2007 году расходы бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9 процента, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП, подсчитал глава минфина. Кроме того, низкие процентные ставки привели к кредитному буму, результатом которого стал "перегрев" экономики. Справедливости ради надо сказать, что Кудрин об этой опасности не раз говорил на протяжении всего 2008 года.

"Перегрев", в свою очередь, усиливал инфляцию и подстегивал рост внешних заимствований. За 2005-2007 годы внешний долг негосударственного сектора увеличился почти в четыре раза. Сейчас, напомним, государству приходится оказывать компаниям поддержку для погашения этих кредитов. Рост госрасходов и импорта, правда, маскировался увеличением цен на нефть и другие экспортные товары. Но все это сделало российскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса, резюмирует Кудрин.

Помощь - сильным

Инфляция, по мнению Кудрина, и сейчас остается одной из главных бед российской экономики. В нынешних условиях, когда резко выросли потребности банков и компаний в заемных средствах на внутреннем рынке (на внешнем занять практически невозможно), именно она не позволяет снизить процентные ставки по кредитам. Контроль над инфляцией Кудрин называет одним из важнейших условий для обеспечения долгосрочного роста и считает оправданной политику ЦБ по повышению ставок в экономике.

Высокая цена заемных ресурсов для предприятий связана и с опасениями, что товары и услуги могут быть невостребованными. "В результате кредитами могут воспользоваться только производства с высокой доходностью или быстрой отдачей", - пишет Кудрин.

Глава минфина не изменяет себе и считает, что главный акцент для выхода из кризиса надо делать на мерах денежно-кредитной политики. Он не отрицает, что могут быть задействованы и фискальные, то есть налоговые стимулы. Но фактически четко дает понять, что, скорее всего, будет сопротивляться пожеланиям бизнеса снизить налоги. В развивающихся экономиках это может привести к росту бюджетного дефицита и госдолга, поясняет свою позицию Кудрин. А это, в свою очередь, создает еще один риск - будут повышены ставки по внешним займам, и ситуация еще больше усугубится. Кроме того, сниженные в период кризиса налоги сложно повысить и при выходе из него.

Зато в унисон с высказываниями многих представителей делового сообщества звучат высказывания Кудрина о принципах распределения госпомощи. "Помощь должна предоставляться лишь тем компаниями и банкам, которые испытывают временные трудности, но сохраняют платежеспособность", - замечает глава минфина. По его мнению, помимо государства в спасении предприятий должны принять активное участие и владельцы компаний. Потому что иначе фактически собственников спасают за счет средств налогоплательщиков.

Что же касается увеличения госдоли в финансовом секторе, что происходит во всем мире, то Кудрин уверен, что в долгосрочном плане это бесперспективно. По его мнению, частные банки работают более эффективно, чем государственные. И уже сейчас государствам надо иметь планы, как возвращать ведущую роль частному сектору.

В заключение статьи Кудрин высказывает свои соображения по поводу совместных действий разных стран по преодолению кризиса. Он напоминает о решениях "большой двадцатки", заседение которой прошло осенью прошлого года, и советует обратить внимание на разработку правил регулирования финансовых рынков, расширение финансовых возможностей МВФ, повышение роли "двадцатки" и регулирование деятельности рейтинговых агентств. Но, по мнению Кудрина, в финансовой сфере нужна международная организация, члены которой придерживались бы единых правил в регулятивной, финансовой, а возможно, и фискальной политике. Причем нужен орган, чьи рекомендации были бы обязательны к исполнению, резюмирует Кудрин.

Макроэкономика