Несмотря на экономические трудности, на новогодние праздники россияне поехали на горнолыжные курорты. И хотя сезон еще не закончился, "РБГ" подводит его предварительные итоги.
Горнолыжный туризм пострадал от кризиса не так заметно, как другие виды отдыха. По наблюдениям руководителя отдела продвижения турпродукта компании Pac Group Марии Малышевой, горнолыжники планируют свой отдых заранее, поэтому зимние туры хорошо продавались в сентябре и октябре, а вот в ноябре продажи остановились. "Туроператоры вынуждены были корректировать свои программы и снимать чартеры, - вспоминает она. - Однако в последний момент перед новогодними праздниками спрос резко вырос, в результате все туры на каникулы были распроданы. Тем не менее тот объем, который планировался, выполнен не был, и в целом доходность осталась на уровне позапрошлого года".
По данным вице-президента компании КМР Group Александра Гринченко, каждый год туристический рынок прирастает примерно на 25%. В этом году рынок не вырос, и компании заработали столько же, сколько в декабре 2007-го. Но учитывая кризис, можно сказать, что сезон удался. И во многом благодаря длинным новогодним каникулам.
А вот прогнозы на будущее довольно пессимистичны. Так, гендиректор компании "Солвекс" Ирина Петрова считает, что в целом, без учета новогоднего всплеска, спрос на горнолыжных направлениях в этом году упадет на 10-15%. Заместитель директора туркомпании "Нева" Светлана Дроздова говорит о 20-процентном падении спроса. С тем, что спрос будет падать, соглашается и заместитель генерального директора компании "Асент Трэвел" Евгений Судьбин. Он также отмечает, что поскольку горнолыжники покупали путевки еще в августе, задел был столь велик, что туроператоры успешно провели новогодние программы.
Правда, отдохнули туристы с меньшим шиком, чем в предыдущие сезоны.
"Большинство туристов сегодня выбирают более экономичные и менее продолжительные программы, - говорит Светлана Дроздова. - Конечно, фанаты горнолыжного отдыха поехали в дорогие Альпы, а вот те, кто только планировал встать на лыжи, или отказывались от этой идеи вовсе, или выбирали более экономичные варианты - например, горнолыжную Болгарию".
Да и селиться горнолыжники стараются где подешевле. "Если в прошлом году горнолыжники выбирали четырехзвездочные гостиницы, то в этом очень хорошо продавались апартотели", - отмечает Ирина Петрова.
А по данным заместителя генерального директора туркомпании "Джет Тревел" Максима Приставко, в этом году клиенты спрашивают в основном бюджетные туры с недорогим размещением в пансионатах на наиболее известных в России курортах. Самыми востребованными среди австрийских горнолыжных курортов оказались, например, Ишгль и Зельден.
В целом же туроператоры считают, что горнолыжники - это та категория туристов, которые откажутся от отдыха последними. Это косвенно подтверждают и цифры, которые приводит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. По ее данным, по некоторым зимним направлениям наблюдается рост туристического потока. Так, по Италии происходит стабильный прирост в 15%, а у компаний - лидеров горнолыжных направлений рост составляет 30%. По Финляндии прирост составляет 30%, но только за счет автобусных и железнодорожных перевозок, что касается авиаперевозок, то здесь турпоток на прошлогоднем уровне. По Австрии туристический поток вырос на 20% - это те туристы, которые посетили страну через российских туроператоров. В целом же по Австрии, по данным менеджера по маркетингу Австрийского представительства по туризму Геральда Бема, поток туристов увеличился на 40%.