27.01.2009 03:00
Экономика

За первые десять дней января цены на бензин в России снизились

Отказ от контроля за рынком бензина порождает серьезные риски
Текст:  Татьяна Конищева
Российская Бизнес-газета - : №0 (687)
Читать на сайте RG.RU

За первые десять дней января цены на бензин в России снизились на 0,3 процента, констатировал Росстат. Но это ненадолго. Розница снижается по инерции. Это ощутили на себе в начале года 52 региона. Самым существенным снижение оказалось в Грозном - 8,3 процента. В 25 субъектах цены остались на уровне последних дней 2008 года. Повышение цен было отмечено в шести регионах. В Москве цены снизились на 1,3 процента, в Санкт-Петербурге - на 4,3 процента.

В ближайшей перспективе розница вновь начнет расти. Причем рост этот будет продолжаться как минимум до окончания весны.

В настоящее время, отмечают нефтяники, можно наблюдать повышение оптовых цен, следовательно, скоро подорожает и розница. Опт на АИ-92 вырос на 10,4 процента с 15 по 19 января, на зимнее дизельное топливо и топочный мазут - на 5,6 и 16,1 процента соответственно. Так что обещания, которые в конце года раздавали чиновники и нефтяники, что в январе следует ожидать значительного снижения цен на бензин, похоже, не оправдались. Росту цен может способствовать падение курса рубля.

В то же время формирование потребительских цен на бензин в стране идет не по рыночным законам, а административным путем. К тому же в цене на бензин высока доля налогов - до 60 процентов. Отсюда вывод, что государство имеет ресурсы для регулирования цен, но себя как регулятор практически не проявляет. Хотя бюджет за счет бензина получает куда больше, чем владельцы АЗС. А сейчас, когда произошло серьезное падение цен на нефть на мировых рынках, которое может продлиться довольно-таки длительный период, регулятору следовало бы задуматься над мерами по расширению нефтепереработки.

Как уже отмечала "РБГ", действующих мощностей для нефтепереработки в стране катастрофически не хватает. Построенным же в советские времена НПЗ требуется серьезная модернизация для того, чтобы снизить себестоимость производства бензина. Что касается постсоветского времени, то лишь одна-две компании могут похвастаться тем, что они что-то отдельно взятое построили. А для модернизации, тем более для строительства новых заводов требуются серьезные инвестиции, которые оцениваются не в десятки, а в сотни миллиардов долларов. Инвестиции в отрасль придут, но только тогда, когда мировые цены на нефть вновь начнут расти.

Пока же нефтяные компании одна за другой объявляют о сворачивании инвестиционных программ как по освоению новых месторождений, так и по модернизации производства. Что, в конечном итоге, приведет к снижению предложения на внутреннем рынке, а значит, и к росту цен на бензин.

Нефть и газ