В легендарном "Спартаке" Юрия Григоровича в партии Спартака на сцене Большого театра выступил двадцатилетний Иван Васильев, ставший самым молодым в истории исполнителем этой роли.
Всего два года назад Иван Васильев приехал из Минска покорять Большой театр. Его первые же шаги на профессиональной сцене наделали шуму в балетном мире. Его наградили золотыми медалями на трех международных балетных конкурсах, отметили призом журнала "Балет" "Душа танца" и Национальной премией танцкритиков Великобритании. Прошлым летом Иван Васильев примерился к исполинской партии Спартака, сначала станцевав один акт в праздничном спектакле по случаю 40-летия премьеры, потом исполнил всю роль на гастролях театра в Нидерландах. Недавно Васильев показал своего Спартака на сцене Большого. Выступление подтвердило неординарный талант танцовщика, к двадцати годам уже приковавшего к себе внимание всего мира.
Российская газета : Для вас самого дебют в "Спартаке" состоялся летом в Нидерландах или сейчас в Большом?
Иван Васильев : Пожалуй, все же в Москве, потому что здесь я танцевал для своей любимой и родных. Вся семья - мама, брат, бабушка, отец - вслед за мной переехала в Москву и теперь не пропускает мои спектакли в Большом театре. Они для меня и самые жесткие критики, и в то же время лучшая поддержка.
РГ : А весь остальной зал вам отдает собственную энергию или отбирает вашу?
Васильев : В таком балете, как "Спартак", зал энергию скорее отбирает, потому что я выкладываюсь максимально. И только в самом конце чувствую ответную реакцию зрителей.
РГ : Обычно исполнители партии Спартака говорят, что эта роль совершенно особая.
Васильев : Согласен, это один из редких спектаклей в балетном репертуаре, где все сосредоточено на мужском танце. Но хотя нужны мощная техника и сильные физические данные, важнее всего актерская глубина, потому что самое главное - передать душу Спартака. Для меня оказалась очень важна поддержка партнеров и кордебалета. Если это были спартаковцы - то мои братья, которых я веду в бой, если легионеры Красса - ярые противники. Без этого взаимодействия не получилось бы и спектакля.
РГ : "Спартак", в прошлом году отметивший 40-летие, создан в давно ушедшую эпоху. Не кажется ли вам, что сегодня его возвышенные идеалы пригодны только для музея?
Васильев : Я думаю, этот балет нисколько не теряет актуальности. И когда он ставился, это был спектакль не о том времени, а об эпохе легенд, в которой существовали сильные воины, имевшие мужество бороться с империей против тирании. Поэтому "Спартак" всегда будет актуален, я уверен.
РГ : Принимал ли участие в ваших репетициях хореограф Юрий Григорович?
Васильев : Да, летом перед юбилейным спектаклем он приходил ко мне в зал, и это одно из самых запоминающихся событий прошлого сезона. Он не просто сидел и смотрел, а говорил о своих пожеланиях. Мы вместе искали детали образа, отдельные движения. Был общий творческий процесс.
РГ : Но текст партии остался неприкосновенным?
Васильев : Нет, в моем "Спартаке" он технически усложнен.
РГ : Откройте тайну, что сказал вам Владимир Васильев - первый Спартак?
Васильев : Он пришел на сцену и поздравил с хорошей работой. А еще посоветовал в первом монологе меньше смотреть в пол.