Он вошел разрумянившийся с мороза, поздоровался и заговорил с чуть заметным белорусским акцентом. Тем самым, по которому уроженца Беларуси узнают всегда и везде. "Надо же! - удивляюсь про себя. - Столько лет прошло, а говорок - вот он, жив. А ведь из родной Брестчины Николай Карполь уехал еще в 1956-м..."
Скажу честно, перед встречей с Николаем Карполем здорово волновалась, памятуя о том, что всемирно известный волейбольный тренер не менее известной "Уралочки" не особо жалует некомпетентных журналистов. Готовилась изо всех сил: прочитала массу материалов в Интернете, проштудировала книгу его бывшей воспитанницы Людмилы Столяренко "Ура, Урал, "Уралочка!", вышедшую к 40-летнему юбилею любимой команды мастера. А накануне нашей встречи побывала на товарищеском матче "Уралочки" и "Атлант-БарГУ", где с удовольствием посмотрела и хороший волейбол, и понаблюдала за Николаем Васильевичем, традиционно покрикивавшим на волейболисток, и переживавшим каждый неверный шаг подопечных так, будто игра идет по меньшей мере за обладание мировым кубком. Об этом первым делом и спросила:
- Надо ли так рвать сердце на, в общем-то, проходной игре?
Карполь удивился:
- А как иначе? Нельзя быть равнодушным! Мое настроение сразу передается волейболисткам. Стараюсь повлиять на их отношение к собственным ошибкам, к тому, что не дотянули - даже если выиграли, но сделали что-то не до конца. А надо и красиво, и совершенно, и чтобы результат был!
Перед встречей с польским клубом "Алюпроф" в 1/4 финала Кубка ЕКВ "Уралочка" завернула в Барановичи: отдохнуть после долгого перелета, акклиматизироваться и потренироваться. Барановичскую тренировочную базу Карполь облюбовал давно, еще будучи тренером национальной сборной России, и уже тогда подчеркивал ее достоинства - климат европейский, разница во времени небольшая, да и зал хорошего уровня. Впрочем, думаю, есть еще одна причина, повлиявшая на выбор тренера, - не так далеко от Барановичей, в деревне Березница нынешнего Пружанского района в 1938 году он появился на свет. Так что заодно можно и на малой родине побывать.
Военное детство Карполь вспоминает неохотно: горе не знает срока давности, а тогда мальчишка лишился отца и двоих его братьев - на них пришли похоронки. В оккупированной деревне были расстреляны дед и бабушка. Война, голод, холод... Да и послевоенное время не баловало ни спокойной жизнью, ни разносолами.
Кстати, не так давно Николай Васильевич приобрел дом в родных для него местах.
- Дом для отдыха? - переспрашивает он меня. - Нет, это место, в котором я бы хотел жить, когда оставлю волейбол.
- А это возможно: Карполь, навсегда ушедший из волейбола? - в свою очередь удивляюсь я.
- Отчего ж, конечно, возможно. Меньше всего я хотел бы быть балластом. Понимаете, я всю жизнь участвую в игре наравне с игроками. Сейчас мне все тяжелее и тяжелее, требования уж очень высоки. И волейбол теперь другой, и люди, в него играющие...
Прав ли Карполь? Конечно. Из некогда популярной дворовой забавы волейбол стал высокотехничной игрой с множеством стратегий и тренировочных методик. Нынче в волейбол играют мастера, сделавшие игру профессией. В 60-е же мяч через сетку увлеченно подавали любители: рабочие, отработавшие в цехах, и инженеры, отслужившие в конторах, студенты, отсидевшие по три пары лекций и получавшие в то время образование отнюдь не номинально.
А начиналось все когда-то с тряпичного мяча и веревки, протянутой через дворовую площадку вместо сетки.
- Почему не футбол? Футбол так естественен для мальчика...
- Волейбол был доступнее. Мяч для него было легче достать - был он кирзовым, не так "бился", как футбольный, - вспоминает Николай Васильевич.
В 1956-м Карполь уехал на Урал, поступил в профтехучилище в Нижнем Тагиле, но волейбол остался в его жизни. Он был с ним всегда, и тогда, когда Карполь работал и одновременно учился на физико-математическом факультете Нижнетагильского педагогического университета, и когда преподавал физику и астрономию в вечерней школе, а заодно занимался тренерской работой. В 1969 году Карполь становится тренером "Уралочки" и навсегда связывает свою жизнь с женским волейболом. За год до этого он даже женился на волейболистке Галине Дувановой, игравшей в этой же команде. За плечами супружеской пары уже ни много ни мало - 40 лет.
- Осознанным ли был мой выбор именно женского клуба? Нет, меня попросили возглавить команду - я возглавил. Ничего авантюрного в этом не было. Конечно, пришлось учиться, осваивать азы женской психологии, ведь раньше я больше работал с юношами, хотя тренировал и девочек. К тому времени, как пришел в "Уралочку", у меня в багаже были 6 или 7 игровых сезонов. В общем, опыт имелся, - вспоминает Карполь, молодеющий прямо на глазах, как только заговорил об "Уралочке".
На мой комплимент по этому поводу 70-летний Карполь только улыбается.
- В чем секрет? - спрашиваю. - Потому что все время рядом с женщинами, с молодыми, энергичными?
- Второе, - опять улыбается он. - Все время рядом с молодыми. Конечно, мне уже тяжело постигать мировоззрение молодежи, принимать его, понимать, жить их жизнью. Но без этого нет работы педагога - это главное.
Уже не первый раз Карполь называет себя учителем. Растолковывая мне, почему он не считает себя конфликтным человеком (а без этого вопроса не обходится, пожалуй, ни одно интервью с экспансивным тренером), заметно волнуется:
- Я - педагог. А разве педагог может конфликтовать с учениками? Нет. Но все-таки он всегда должен оставаться принципиальным.
В экспансивности ли, в принципиальности ли, в опыте, в закаленном войной характере загадка этого человека, не знаю. Знаю одно, что, поговорив с ним, невозможно оставаться равнодушной к любви всей его жизни - волейболу.
- А знаете, Николай Васильевич, когда-то на заре своей журналистской карьеры я уже встречалась с вами, делала интервью. Не думаю, что оно получилось, я тогда ничего в волейболе не понимала. Но вот с тех пор всегда слежу за всеми волейбольными сражениями, проходящими в нашем городе. Спасибо вам за мою любовь к этому виду спорта.
- И вам спасибо, - говорит он, подразумевая эту самую любовь болельщика, без которой, собственно, не было бы ни одного командного вида спорта. И убегает - подписывать протоколы перед очередной товарищеской встречей "Уралочки". И снова - кричать, рвать сердце, радоваться, сердиться, переживать, подсказывать... В общем - работать тренером.
Карполь Николай Васильевич - главный тренер женских сборных СССР (1978-1982, 1987-1991), СНГ (1992) и России (1993-2004). Главный тренер клуба "Уралочка" (Екатеринбург) с 1969 года. Заслуженный тренер СССР, заслуженный тренер России. Возглавляя женскую сборную СССР, стал двукратным олимпийским чемпионом (1980, 1988), чемпионом мира (1990), неоднократным призером Кубков мира и трехкратным чемпионом Европы. С командой "Уралочка" - одиннадцатикратный чемпион СССР, 8-кратный обладатель Кубка европейских чемпионов.