Громкие уголовные дела стали вчера предметом анализа на специальном заседании в Следственном комитете при МВД с участием министра внутренних дел Рашида Нургалиева.
Из Газетного переулка в Москве, где находится Следственный комитет при МВД России, на днях в Замоскворецкий суд отправились объемные тома уголовного дела на больших чиновников.
Фигуранты этого резонансного дела - Николай Крецу, исполнительный директор Пенсионного фонда РФ, и Зоя Селиванова, начальник правового департамента фонда. Схема их преступления была примитивна, но действенна. Есть жилье, есть деньги из казны и есть желающие получить столичные квадратные метры даром. С точки зрения Уголовного кодекса это 4-я часть 159-й статьи - на сколько неприятная по срокам отсидки, на столько и распространенная в среде коррупционеров. Пенсионные чиновники заключали договора с департаментом инвестиционных программ правительства Москвы о покупке жилья для сотрудников Пенсионного фонда. Деньги были выделены из бюджета. По закону нуждающимся гражданам такие квартиры должны даваться исключительно в качестве служебного жилья или по договору социального найма. Но высокие чиновники оказались из тех, кому закон не писан. Обвиняемые получили даром замечательные апартаменты в элитной московской новостройке. Следователи подсчитали дебет с кредитом, и вышло, что сумма ущерба стране от чиновничьего "труда" - 43,5 миллиона рублей.
Продолжается следствие и по уголовному делу "о путевках". Так его назвали журналисты. Оно касается руководителей некоммерческой организации "Фонд поддержки и развития здравниц и туризма". В фонде просто крали деньги, которые Соцстрах выделял на детский отдых. Учредитель и руководитель фонда господин Кузьмин вместе с его президентом Фроловым и начальником отдела реализации путевок Савиным придумали, как поживиться на деньгах, выделенных государством на санаторное детское лечение. Средства перечисляли по липовым договорам на счета подставных организаций. Махинаторы добивались того, что, переводя деньги из одного места в другое, рубли "усыхали" почти в два раза, когда наконец-то доходили до здравниц. Так "ушло" 73 миллиона рублей. Сейчас уголовное дело Кузьмина и Савина ушло в суд. Фролов умер, пока шло следствие, а по другим гражданам и эпизодам расследование "путевочного" преступления продолжается.
До суда дошло недавно не менее важное дело, которое завершил Следственный комитет. Главный фигурант - председатель правления коммерческого банка "Новая экономическая позиция" Борис Сокальский. Его обвинили по трем уголовным статьям - "незаконная банковская деятельность", "изготовление или сбыт поддель ных денег или ценных бумаг" и "злоупотребление полномочиями". У господина Сокальского, по мнению следователей, была группа сподвижников, которые банально грабили страну.
Следователи выразились суше, но точнее: "В результате действий Сокальского в теневой оборот неконтролируемых государством денежных средств введено более 62 миллиардов рублей, что нарушило исключительное право Российской Федерации на финансовое регулирование. А также причинен вред осуществлению основной функции Центрального банка России по защите и обеспечению устойчивости рубля".
Еще одно дело об отмывании преступных доходов расследуется и по другой финансовой структуре - Роскомветеранбанку. Его лишили лицензии еще в 2006 году, а годом раньше банку запретили куплю-продажу иностранной валюты. Несмотря на запреты, банк, по подсчетам следователей, "осуществил обменные валютные операции на 50 миллиардов рублей, оформив выдачу более 1,7 миллиарда долларов на имя фиктивных лиц".
По показаниям сотрудников банка, обменные операции там вообще не проводились, а выписывались поддельные чеки и шел незаконный вывод валюты. Десятки непонятных мутных фирм, зарегистрированных в основном по потерянным паспортам, только за три месяца безвозвратно вывели активы больше чем на 94 миллиона рублей.
В этом году будет закончено еще одно банковское дело. Зампред правления Депо-Банка Степура и трое его сотрудников провели незаконные операции на сумасшедшую сумму - почти 4 миллиарда рублей. Сами банкиры от этой непосильной работы получили, по подсчетам следователей, доход около 170 миллионов рублей. Часть этих финансистов уже сидит, другая пока ходит на допросы из дома и находится под подпиской о невыезде.
Есть в Следственном комитете и "долгожители" - особо сложные дела. Продолжается расследование по банку "Кредиттраст". Его руководитель Тимофеев так порулил банком, что огромное количество граждан и организаций потеряли все, что они хранили в этом финансовом учреждении. На момент ликвидации банка его долг людям и организациям выражается двенадцатизначной цифрой. Тимофеев сейчас под стражей.
Год, который только начинает Следственный комитет, обещает быть жарким. Следователям по всей стране велено особо обращать внимание на преступления, которые представляют наибольшую общественную опасность. Это незаконное предпринимательство, мошенничество и растрата. Сейчас таких уголовных дел - половина из расследуемых. Рейдерство фигурирует в 250 уголовных делах.
Корреспондент "РГ" попросил руководителя Следственного комитета при МВД России генерал-майора юстиции Алексея Аничина прокомментировать итоги состоявшегося обсуждения коррупционных дел.
Российская газета : Алексей Васильевич, сколько сегодня таких дел у следствия и в каких местах у нас больше всего водится коррупционеров?
Алексей Аничин : В прошлом году наши следователи закончили и отправили в суды 1412 уголовных дел о взяточничестве. По ним привлечено к ответственности 1501 человек. Практика показывает, что за взятки привлекаются в основном должностные лица из таких сфер, как здравоохранение, образование, и чиновники всевозможных контрольных и регистрационных органов.
РГ : Знаю, что в Следственный комитет наши граждане жалуются часто. А на кого?
Аничин : Если быть точным, то в прошлом году к нам поступило 7995 обращений, вы их назвали жалобами. На что жалуются? Половина жалоб - на следователей. Остальные - на нарушение сроков рассмотрения дел, на поверхностное или некачественное расследование. Разбираемся с каждым заявлением.
РГ : В стране из-за кризиса люди теряют рабочие места. А как в Следственном комитете, грядут сокращения?
Аничин : Шутите? Какие сокращения. Нам кадры нужны как воздух. По состоянию на 1 января 2009 года некомплект возрос с 2,4 до 2,7 процента. Больше всего кадровый "голод" в следственных органах Адыгеи, Ингушетии, Псковской области, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, в Московской транспортной милиции и еще в некоторых подразделениях.