Как мощный противовес коррупции оценивает бизнес-сообщество законопроект, в корне меняющий процедуру изъятия, оценки и реализации вещдоков (вещественных доказательств) по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики.
Об этом вчера сразу после принятия этого документа в первом чтении Госдумой с оптимизмом сообщил "РГ" Антон Гуськов, представитель Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, особо страдающих от произвола чиновников.
При этом он напомнил прогремевшее на всю страну уголовное дело трехлетней давности, когда на складах одной из торговых компаний была обнаружена якобы огромная партия контрабандных (вредных для здоровья) мобильных телефонов, арестованных в ходе следствия милицией. Впоследствии эти тонны мобильников якобы "потерялись", но спустя короткое время неожиданно материализовались на торговых прилавках и рынках. По словам депутата Госдумы Елены Паниной, "неурегулированность законодательства ставило под сомнение вопрос о соблюдении конституционных прав собственников изъятого имущества, а также создавало условия для роста нарушений в данной сфере".
"Пользуясь правовым пробелом в законодательстве, арестовать товар в любых объемах можно было по любому поводу без составления детальной описи и обеспечения гарантий сохранности, а затем реализовать по заниженной цене через родственные правоохранительным органам структуры. И даже если владелец товара выигрывал дело в суде, ему возвращалась не рыночная стоимость товара, а сумма, в которую его оценили при аресте. То есть, как правило, не больше 10 процентов от рыночной цены", - поясняет Гуськов.
"Теперь благодаря поправкам, за которые голосуют депутаты, в России будет ликвидирована почва для такого рода злоупотреблений и коррупционных схем", - добавил он. По его словам, теперь бизнес и государство соответственно сохранят и сэкономят миллиарды долларов, которые доставались подельникам незаконных схем.
Во-первых, согласно документу взамен существующей нормы об осмотре вещественных доказательств при приобщении их к материалам уголовного дела вводится требование их подробного описания в протоколе осмотра. Во- вторых, оценивать имущество будут не правоохранители, как было до сих пор, а только независимые эксперты. В-третьих, решение о продаже вещдоков сможет принимать только суд, а не следователи или дознаватели, как было раньше.